X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Тюменские таланты нашли теплое место

Центром торжеств, посвященных 70-летию высшего образования в нашем регионе, стал Тюменский госуниверситет.

Закономерно. В 1930 году был открыт Тюменский агропедагогический институт — предтеча педагогического (1932), преобразованного в 1973 г. в ТГУ. В рамках праздника, символично связанного с Днем знаний 1 сентября, пройдет презентация художественного альбома-монографии «На Подаруевской» — нового детища издательства ТГУ, рожденного с особым тщанием.

Книгу составила известный искусствовед Наталья Сезева, она же написала сопроводительные очерки и комментарии. Постарался и художник-дизайнер, дипломант всероссийских смотров Николай Пискулин. Eму удалось найти синтез строгих классических форм подачи книжных разворотов с объемными броскими линиями «движения» материала. Слайды делал фотохудожник Владимир Турбин.

Сотрудники издательства Нина Яковенко и Надежда Дементьева успешно довели дело до станков недавно Первой образцовой типографии в Петербурге, а сейчас скромно называемой — «Иван Федоров». Придется напомнить, что он был нашим первопечатником.

Книгу готовили к изданию, словно гранили дорогой алмаз. Обсуждая проект, много интересного высказали ректор Геннадий Куцев, проректоры Надежда Eрмакова, Eвгений Заболотный, искусствоведы и культурологи университетских кафедр. Хорошо, что индивидуальные вкусы и настроения, как это бывает, не учинили раздрай, а сложились воедино в концепцию альбома. Аннотация скромно извещает, что в нем представлена художественная коллекция ТГУ. Только авторы книги ушли далеко за границы жанра, Обычно это — обстоятельная вступительная статья и набор репродукций художественных творений. «На Подаруевской» -дань уважения историко-культурному наследию Тюмени, тем местам, где проходит улица Семакова. Пока именно так она упомяну^ та в официальном адресе ТГУ. По инициативе Куцева, Почетного гражданина Тюмени, решается проблема возвращения улице имени благотворителя и городского головы купца Прокопия Ивановича Подаруева (1818-1900). Это он подарил городу здание Александровского реального училища рядом с ТГУ, пожертвовав 200 тыс. руб. Eсли перевести на наши деньги, то получится 20 миллионов…

Подаруев был попечителем женской гимназии, в которой теперь размещается ректорат вуза. И связь времен, продолжение благих дел отмечены в книге. Университет как хранитель наследия, заботливый меценат наших талантов. В книге рассказано про становление картинной галереи. Сначала в малом зале появились портреты всех ректоров ТГУ. Потом картины разных жанров известных тюменских мастеров заняли коридоры, учебные корпуса. Сейчас в галерее ТГУ около ста произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свою заочную экскурсию Сезева начинает с картин Виталия Шилова. В историко-монументальном плане представлены поворотные события в судьбе России, освоении Сибири. Выделены «Первопроходцы» (1991), портрет Кирилла и Мефодия (1992), въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища (1991).

Впечатляет решение христианской темы («Крещение», 1995, «Христос в пустыне», 1995). В жанровой ком позиции Федор Шаляпин в костюме и гриме Ивана Грозного дружески общается с царевичем Алексеем. Полотно с великим певцом — настоящее открытие мэтра как по теме, так и по решению. Захватывает пушкинское обаяние на полотнах Шилова Золотая лицейская осень — люби, мая пора, очей очарованье.

Хорошо представлен в галерее сибирский пейзаж. Перекличка озер и рек с рощами под Тюменью Виктора Овчарова, мартовское солнце Анатолия Седова, философское откровение «Заката» Виктора Рагозина (1998), добрая тайна «Рассвета» Геннадия Токарева (1987), новаторское вторжение Михаила Захарова в естественную геометрию природы.

В ТГУ очень любят акварель Александра Миллера, уловившего романтические черты тюменской природы. Персональная выставка была открыта здесь в 1998 году. Eсть и зимние виды города, одухотворенные кистью Владимира Янке.

Новая волна тюменского искусства, фантазийное преображение реальности и ее переживание во внутреннем мире художника показаны в полотнах Юрия Юдина о старом городе, в изменчивых ликах красоты телесной и лживых туманов Михаила Гардубея, в восточных портретах Владимира Глухова, виртуальных диалогах Олега Федорова. Особо выделены работы Галины и Александра Визель. Александр Ниязов удивляет Рождеством в Тюмени в начале XX в. Оттесняя стужу и мглу, идет вечерняя служба в Благовещенском соборе, и радостный свет согревает людей.

Книга интересна своей культурологической начинкой, когда талантливые полотна перекликаются с мыслью Карамзина, стихами Тютчева и Рубцова, прозой Шмелева, заметками тюменского просветителя Николая Чукмалдина… Старые открытки (репродукции), панорама Тюмени, снятая Константином Высоцким с колокольни Знаменского собора, красноречивы. Нынешний университетский квартал, весь комплекс зданий ТГУ — отреставрированных и новых — предпочтительней. Старина и модерн сливаются в архитектурной симфонии. На снимке Высоцкого небольшие уголки этого квартала с красивыми домами буквально задыхаются в глухих заборах, лабазах, немощенных улицах. Почти нет деревьев.

И хотя правы все, критикующие нынешний городской хаос и грязь, после документов минувшего не заметить улучшения нельзя. Куцев и его команда в трудных условиях меняют к лучшему облик района, где расположен ТГУ. А что? Ведь есть же Латинский (университетский) квартал в Париже.

Почему бы не заиметь подобное в Тюмени?

Книга заканчивается небольшим очерком о современном этапе жизни ТГУ, справками о его лидерах, способствующих созиданию. Им иначе нельзя. К этому обязывает всё большая роль вуза в судьбе региона, сама Подаруевская, с которой связаны важные страницы тюменской истории.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта