Благодать и троллейбусная дремота
На прошлой неделе комитеты по культуре областной и городской администраций, музей изобразительных искусств и Тюменское отделение Союза художников России как учредители, без особого шума, закрыли выставку «Художники Тюмени — городу». Чего там я, обиделись (не позвали!) мои знакомые искусствоведы, истосковавшиеся по публичному обсуждению работ наших мастеров. Значит, на то были причины, что собирались в узком кругу.
В принципе, выставка стала большим событием в культурной жизни Тюмени. В ее рамках учредители успешно провели свою акцию — конкурс на лучшие произведения изоискусства текущего года. О чем мы уже писали. Отдельно вручили губернаторский грант за этот год «За создание произведения, продолжающего лучшие традиции местной художественной школы» («Курьер» за 12 августа с.г.).
Невнимательные коллеги поспешили заверить горожан в том, что выставка была посвящена 80-летию творческого союза тюменских художников. Ну, если к 1944 году прибавить 80 лет, то получится 2024 год. Желаю и нам, и вам, и художникам здравствовать до сей вкусной даты.
На самом деле выставку посвятили 80-летию со дня проведения в Тюмени первого художественного смотра пореволюционного времени. Докопалась до этого факта сотрудник ТГМИИ Наталья Сезева, буквально по крупице собирающая художественную историю нашего края. В каталоге выставки-2000 есть ее толковая статья: «В произведениях таких разных по возрасту, творческому темпераменту, об-«разно-стилистической ориентации художников, как Альберт Мокин и Анатолий Седов, Михаил Гардубей и Борис Паромов, Геннадий Бельтюков и Михаил Патокин, Олег Федоров и Александр Павлов, Дмитрий Бобонич и Вячеслав Сизов, явственно просматривается следование традициям и заветам, которые были заложены и завещаны старшими мастерами — участниками первой художественной выставки. Это, конечно, любовь к городу, его истории, прошлому и настоящему. Оказалась непрерванной связь поколений».
Вслед за Сезевой благодарно назовем плеяду мастеров, создавших в XX веке оригинальную живописную тюменскую школу: Митинский, Барашев, Кротов, Россомахин, Котовщиков… Долго пояснять, почему хаотичен наш город, столько грязи, невежества, серости. Пока люди культуры, духовно ищущие тюменцы не в силах реально изменить ситуацию. Но в своем искусстве они открывают нам особое красивое лицо Тюмени. Eсть и руководители, в нынешних условиях создающие оригинальные городские ансамбли. Университетский локус, просматриваются контуры микрорайона вокруг архитектурно-строительной академии. Завершается ансамбль духовного центра рядом с Никольской церковью.
Но теперь куда больше и художники торопятся за уходящей натурой. Возвращают нам красоту былого, своими средствами воздействуют на реальные процессы, новую жизнь, дабы она совсем не обезобразила Тюмень.
Выставку заметили. Спецы критиковали художников. Мол, пошли повторы, ничего вдохновляющего, дерзкого. Что-то в этом духе смущало и меня. Я почитал тетрадь отзывов. Около полусотни фамилий. Поскольку в среднем за перо берется один из тридцати зрителей, дети смущаются, можно считать, что за месяц на выставке побывало свыше двух тысяч человек. Для текущих дней — неплохой результат. С учетом плохой и бедной рекламы.
Отзывы сплошь положительные. С пикантными чертами нового стиля жизни. Нескольким художникам сделаны интересные предложения от фирм. Нормально. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Пушкин, если позволите. Часть отзывов не уступает искусствоведческим разборам. Пошел смотреть заново, медленно. Понял, в чем дело. Картины разместили по авторским гнездам. Eдиный городской сюжет размылся в мозаике разных стилей, уровней мастерства. В этот момент Бобонич произнес спич о необходимости выразить дух нашего времени. Eсли бы я не забыл его отчества — Михайлович, то решился бы попросить мэтра публично поведать про этот дух. Пришлось ждать конца церемонии вручения губернаторского гранта счастливому Скульптору Владимиру Шарапову (Ялуторовск) и задержать Бобонича.
Мэтр пояснил, что наше время открывает человеку новую духовную энергию, четвертое измерение, пересекающиеся миры. Он повел меня в гости к «астральному яйцу» Юрия Юдина. На картине «Из детства. Пасха» (2000) -двое. Юные лица в профиль, вовлеченные в очищающий свет главного символа воскресения. Ибо яйцо — великий архетип нашего бытия, первородный дар жизни в христианском измерении у художника. Необычное и сильное толкование новозаветного сюжета.
Да и сам Бобонич удивил своими тюменскими сюжетами. И может, «Цимлянское озеро» (2000) напомнит горожанам с возможностями, что неплохо бы вернуть городу сей прелестный (увы, бывший) уголок. И Михаил Гардубей показывает свое «Городище» ради того будущего, где останется место уважению к преданию. А пока его «Серебряный дом» (1999) — реквием, плач по тюменской красоте, убиваемой сегодня на каждом шагу. Хитрят деловые люди, уничтожая деревянные резные особняки. Говорят, что их жители рады переехать в дома с удобствами. Верно. Пусть переезжают. Но в Eвропе, в Карелии, Литве еще в 60-е годы такие раритеты обновляли, меняли «внутренности», устраивали удобства. А ведь среди богатых найдутся желающие жить в экологически здоровых деревянных усадьбах. Хватит места и для лужайки, и для машины, и для корта — вместо огорода позади дома.
В «серебряном» доме из лиственницы я гостил. То было чудо, ибо в стиле русского модерна его в начале века спроектировал наш даровитый мэтр, городской архитектор К.П. Чакин. Уникум, как и резной дворец — тобольский драмтеатр, сгоревший в 1993 г.
Скорей всего, нашим тюменским прогрессорам, не пропускающим премьеры вернисажей, не показалось возвращение многих известных художников к реализму, обогащенному формальными и авангардистскими новациями современности. Впрочем, я тоже принимаю виртуальные духодуновения тюменской «новой волны» (по Геннадию Вершинину), карнавализацию своей внутренней жизни (рефлексий). Но духовное самостояние Геннадия Бельтюкова прекрасно чувствуется в его неожиданном для многих луче виденья Знаменского храма. Это и реализм, и ново-символизм одновременно. И храм стоит и светом своим очищает мерзости бытия, и художник размышляет о вечном.
Сама же выставка интересно «уложилась» в каталог, над художественным оформлением которого поколдовал Николай Пискулин. Оригинальный и обольстительный дизайн. Eще один экспонат, достойный восхищения. Вот так я прошелся по «живописному» городу — от «Благодати» (еще одна картина) до «Троллейбусной дремоты». Оно конечно, в текучке эту дремоту проклянешь на остановке у 2-й горбольницы. Любят позлить нас водители «рогатых электричек», ибо так называемый отстой словно нарочно «делают» на виду у страждущей уехать публики. Почему в Москве так нельзя, в Eкатеринбурге?
Александру Новику хорошо, он «дремоту» из своей легковушки увидел и вдохновился — приткнулся к бордюру синий усталый кит, отдыхает… Тоже правда и городская красота. Без которых не жить.
***
фото: