Валеология: между ангелом и бесом
Не прошло и двух десятилетий после появления в нашей стране термина «валеология», а церковная общественность окрестила новую науку «уроком по отмене стыда».
В газете «Московские новости» (N 34, 29 августа — 4 сентября) в статье Светланы Кирилловой «Опасное сближение» говорится, что не без вмешательства русской православной церкви, которая требовала от министерства образования отказаться от предмета «Валеология» и не признавать специальность «Валеолог», «с 1 сентября валеология вычеркнута из государственного классификатора специальностей».
В Тюмени валеологию не хоронят, наука сохранила свои позиции, но разногласия между учеными и церковью, несмотря на многочисленные переговоры, существуют.
«Беда» в том, что беседы о здоровье со школьниками и студентами неизбежно касаются полового воспитания. С высказываниями церковников на эту тему («Горе миру от соблазна, сказано в Eвангелии, школьный возраст, когда детям все интересно, самый подходящий для вселения в душу дьявола. Мы развращаем детей. Это безнравственно, мы должны стыдиться этого»), конечно, можно поспорить, но основания для подобных выводов, к сожалению, существуют.
Создатель одной из первых в России кафедр профилактической медицины и охраны здоровья профессор ТГУ Валерий Чимаров признает, что к валеологии, как к любой новой науке, примазались различные самозваные «специалисты», в том числе и «сексологи». В страну в свое время хлынул поток сексуального просвещения с Запада, информацию, не фильтруя, включили в учебные программы. Сейчас уже понятно, что многое для школьников там было лишним. И все же, прежде чем объявлять табу, разве не правильнее в этой ситуации заострить внимание на другом вопросе: как найти «золотую середину», как преподавать уроки полового воспитания школьникам, чтобы не развращать их и предостеречь от ошибок?
И вообще — кто должен беседовать с подростками на такие темы: учителя биологии и химии, классные руководители или специалисты-медики? На вопрос анкеты (опрос среди школьников наша редакция проводила года два назад) старшеклассники отвечали, что уроки такие им нужны и преподавателями должны быть медики. Но понятно, что в целях экономии (а может, из-за отсутствия специалистов?), как это было с уроками этики и психологии семейной жизни, амбразуру закрывали учителя, у которых нагрузки поменьше.
Учить здоровому образу жизни, считает Вера Важенина, валеолог городского информационно-методического центра, должны все учителя, потому что в заповедях валеологии о человеческом теле говорится только в десятую очередь. «Да, третьеклассникам рассказывают, откуда берутся дети, но информация подается в мягкой форме, в СМИ и на телевидении дети могут увидеть картинки и пожестче». Что касается вмешательства церкви, то Вера Владимировна уверена, что «здоровье нельзя сохранить только на физическом уровне», «валеология без духовности — это не валеология».
Но сексология — только одна «ложка дегтя в валеологии». Просматривая вузовскую программу «Основы валеологии», утвержденную и министерством образования, церковные служители показали и другие огрехи: «Что за нетрадиционные способы укрепления здоровья и лечения наркологической зависимости? Аутотренинг? Медитация? Это бесовщина. А генетика? Генная инженерия? Опасно. Что такое контрацепция? А искусственный аборт (в программе не пропагандируется эта операция, а рассказывается , какую опасность несет она для здоровья женщины — В.К.) — ни под каким предлогом, это запрещено. Что значит регулирование рождаемости? Как господом Богом положено…»
«Валеология — построение рая без Бога, это разрушение целомудрия не только телесного, но и духовного. Можно, конечно, оставить эстетическую сторону, например, содержание в чистоте ногтей. Обо всем, что нужно знать человеку, хорошо говорится в православии, зачем еще валеология?» От ответов на конкретные вопросы церковные служители, к сожалению, уходят.
Валерий Чимаров, напротив, задает эти вопросы: «Я знаю, что церковь, в том числе и римско-католическая, против планирования семьи, против противозачаточных средств, но когда в 60 раз выросло количество больных венерологическими заболеваниями среди молодежи, разве можно молчать? Eсли говорить о валеологии не только в контексте, который задает церковь, вдумайтесь в цифры: до 90 процентов школьников имеют отклонения в психическом и физическом развитии, число здоровых школьников сократилось до 2-11 процентов. Из числа поступающих в школу 30-35 процентов имеют хронические заболевания, а среди подростков хроников 70-75 процентов, при этом около 80 процентов юношей по состоянию здоровья не годны к службе в армии. Какое невежество — мы не можем справиться с инфекционными заболеваниями! Более 10 процентов от всего числа абортов в стране приходится на несовершеннолетних, 80 процентов женщин имеют осложнения беременности. Не лучше ли все это предупредить, а не лечить?».
Сделаем модное замечание: в Послании президента приоритетным направлением здравоохранения также признана профилактика. И задача валеологии, говорит Валерий Михайлович, — сформировать мотивацию на здоровый образ жизни. Делать это лучше всего начиная с детского сада, со школы, повзрослев, ребенок сам определится: беречь ему здоровье или нет, главное — он будет знать о последствиях выбранного образа жизни.
«Школа, которая не учит здоровью, — плохая школа», — любит повторять профессор. Образовательные учреждения, имеющие уроки валеологии, Чимаров называет «островками здоровья». В Тюмени — это 70-я, 40-я школы, реабилитационные центры «Крепыш» и «Успех», детсады N 113, 172, 141, 60, 170 и др. А 70-я школа недавно получила статус городского научно-методического валеологического центра. И все же, по мнению Валерия Чимарова, проблема требует кардинального решения: «Надо вернуть в школы педиатров; вместе с валеологами, психологами они составят ядро оздоровительной службы. Хотя концепция создания службы здоровья в образовательных учреждениях — это отдельная тема».
…Может быть, спорам между учеными, чиновниками и церковной общественностью — быть или не быть новой науке — пора перейти в новое русло: какой быть этой науке?