Социальный работник должен быть Анискиным
Обсуждая Послание президента, в городском управлении по социальной политике больше говорили о неготовности социальной сферы к преобразованиям.
Возможно, фраза «Мы не готовы выполнять Послание президента» была брошена в сердцах, в конце заседание в целом одобрило главный документ страны.
Социальные стратеги (это комитет социальной защиты Центрального округа) оказались в более выгодном положении: они начали формировать информационную базу данных о своих клиентах задолго до официального признания принципа адресности. А информация об адресатах социальной помощи — прежде всего доходы семьи или домохозяйства, как сказано в Послании, — самое важное в этой работе. Сейчас в окружных комитетах заносят эти данные в компьютер. Однако техническое оснащение и есть основное препятствие к нормальной работе: «Прежде чем начинать разговор о перспективах, необходимо обеспечить работников хорошей техникой».
Во-первых, компьютеров не хватает: несмотря на то, что техника занята с утра до вечера, специалистам приходится набивать данные в выходные дни и после работы. Во-вторых, имеющиеся данные — очень старые. И потом, недостаточный объем памяти допотопной техники не гарантирует сохранности всей информации. Третье: помещения комитетов, где хранятся материально-технические ценности, не защищены от воров. Так что задача номер один, единодушно высказались начальники окружных комитетов социальной защиты, — обеспечение техникой. «Мы живем в каменном веке, ведем такой объем учета на бумагах!» Этот вопрос решено обсудить на заседании Тюменской городской Думы.
Конечно, специалисты социальной службы хотели бы иметь полную информацию о своих клиентах, но для этого нужна связь с налоговой инспекцией, службой занятости, паспортно-визовой службой и др. Как в цивилизованных странах, где существует регистр населения. Но приходится довольствоваться тем, что есть, гонять получателей пособий и компенсаций за многочисленными справками. Хорошо на селе: там с работой этих органов справляется так называемый участковый, который все про всех знает.
Выходит, что для контроля за семейным доходом (чтобы проверять достоверность справок), от размеров которого зависит, нужна или нет государственная помощь, необходим дополнительный штат. Но нормативов, определяющих количество работников, отрасль не имеет.
Говорили и о конкретных пунктах Послания. Например, о переходе со льгот на денежные компенсационные выплаты: если льготами все же пользуются не все нуждающиеся (это, кстати, во благо тем, кто пользуется, потому что средних 500 рублей в год на лекарственное обеспечение явно недостаточно) — и бюджет на этом экономит, то за денежными выплатами придут все, кому причитается.
Очень часто выступающие говорили, что для нормальной работы социальных органов в городе необходимо разработать единую программу по социальной политике, где бы решались вопросы транспортных, медицинских и др. льгот. Депутат городской Думы Валентина Конюхова заметила, что не помешал бы единый подход специалистов внутри отрасли, она посоветовала социальным работникам почаще обращаться за помощью к депутатам. Потому что чаще всего избиратели обращаются к депутатам именно по вопросам социальной помощи.