Трудная работа — мусор убирать
Восемь часов утра. На территории калининского ДЭУ никого. Уже никого.
— Только что распределили бригады по объектам, — объясняет начальник дорожно-эксплуатационного управления Калининского округа Мария Огурцова. Из начальников трех ДЭУ она — единственная женщина.
У Марии Александровны есть несколько минут, чтобы рассказать мне, чем живет управление.
— Сегодня поздравляем двух именинников, у одного юбилей -60 лет, провожаем на пенсию.
Раздается телефонный звонок. Собеседник по ту сторону провода сообщает: Рокецкий собирается посетить 49-ю школу по улице Пархоменко. Огурцовой приходится перебросить одну из двух бригад асфальтировщиков с улицы Авторемонтной, где работают уже несколько дней. Какое-то время проехать там вообще было невозможно. Но ремонтники залатали большую часть. Однако отрезок, метров десять, остался, машины едут на первой скорости. А напротив школа, к которой трудно подойти из-за грязи. Но что делать: дают всего две машины асфальта в день, их нужно распределить на весь округ. И людей не так много. Мария Александрова оставляет на объекте только бригадира: дождись машины и отсыпь в ямы щебень.
— План приходится корректировать каждый день. По несколько раз заезжаю в окружную администрацию — это один из наших заказчиков. А вообще, начальства над нами много. По каждому звонку выезжают наши работники.
Садимся в служебную «волгу». Eдем на Авторемонтную. Бригада уже начала работу. Но начальник отправляет асфальтировщиков на Пархоменко — сначала нужно залатать дорогу там.
Подъезжаем к окружной администрации.
— Дом родной, — шутит Мария Александровна.
В администрации дают задание: школе-интернату на Червишевском тракте нужно десять машин песка. Сначала посмотрим, зачем и куда. Eдем к интернату. Территория, огороженная со всех сторон деревьями, завалена ветками и мусором. Куда же песок сыпать?
— Тут техника не пройдет, надо убирать все вручную, — замечает Мария Александровна завхозу интерната. — Вы бы видели, какие свалки разгребали в наших скверах «отряды мэра». Могли бы ребят мобилизовать. А мы пришлем погрузчик и все вывезем.
Когда объезжаем объекты, часто сворачиваем на крохотные улочки частного сектора. Время от времени натыкаемся на грейдеры, контейнеровозы. Но грязи очень много.
— Калининский округ считается самым грязным из-за частного сектора. Люди сами устраивают свалки около своих домов, а потом возмущаются, что мы плохо работаем. Ау нас всего пятьдесят дворников. Даже на центральных улицах они работают не везде. Из техники шестьдесят процентов пора списывать. В прошлом году приобрели грейдер, самосвал. В этом еще ничего не купили. Городские власти обещали каждому ДЭУ выделить по миллиону рублей, но пока не торопятся. Задержка по зарплате — четыре месяца, правда, на днях должны погасить долг по июнь.
А иногда всевозможные казусы с жильцами происходят. Допустим, по весне откачиваем воду с затопленных участков в частном секторе. Кто-то спасибо говорит, а кто-то ругается — мешаем.
Мария Огурцова знает о своем управлении все. Начинала здесь асфальтировщиком, работала кассиром, мастером, снабженцем. Руководит 14 лет.
Возвращаемся в управление. Звонит житель с Авторемонтной, возмущается: не проехать, мол, когда сделаете Неправда, проехать можно, отвечает Огурцова. Сегодня повезли щебень. Eсли получится, то и асфальт завтра уложат. Предлагает жителю проехать по отремонтированным участкам.
В кабинет заходит мужчина. Наниматься на работу.
— Где раньше работал?
— Сучки резал.
— Пьешь?
— Выпиваю, только дома.
— Почему ушел с прежнего места?
— Зарплату задерживали.
— У нас тоже задерживают. Ладно. Свяжусь с твоим прежним начальством и выясню, какой ты работник.
Огурцова на месте не сидит. И домой уходит не раньше семи вечера. Но что может ее крохотное управление — пятьдесят дворников и восемьдесят единиц полупригодной техники — против мусорного монстра Калининского округа? Мы не замечаем, как мусорим, зато по поводу грязи возмущаться всегда готовы.
В годы студенчества мне довелось поработать дворником как раз в Калининском округе. Даже в 5.30 утра бригадирша ругалась, что поздно прихожу. Трудная работа — мусор убирать. И платят за нее немного. И как бы ни работал, народ всегда будет недоволен.
Марию Огурцову все это не смущает. Она с пониманием относится к тем, кто в неряшливом виде наших улиц винит дворника, а не себя.
***
фото: