Сколько лет учить, как управлять вилами?
В сельхозакадемии в канун Дня знаний состоялся своего рода аграрный, августовский педсовет. Совратись на него руководители и преподаватели сельхозакадемии, сельхозтехникумов, колледжей.
Обсуждались основные вопросы. Как удержать специалиста на рабочем месте в селе? Чему учить, для кого и как?
Раньше были крупные товарные хозяйства — совхозы и колхозы, и было определенно ясно, что учить специалиста надо для крупного механизированного хозяйства. Теперь существуют хозяйства разных форм собственности: 411 крупных хозяйств коллективно-долевой формы собственности, 3140 крестьянских (фермерских) хозяйств и 56000 личных подсобных хозяйств, где вся механизация на уровне древнего Eгипта: лопата, вилы, ведро-подойник. И если они не объединятся в какие-то крупные предприятия, то улучшения с технологией содержания скота не предвидится в обозримом будущем. Крестьянские (фермерские) хозяйства в животноводстве недалеко ушли от личных подсобных. Стоит ли для них учить специалиста пять лет?
Из-за неустроенности сельского быта и низкой зарплаты выпускники аграрных учебных заведений работают в любых других отраслях хозяйства страны, говорят, есть даже «воры в законе». А в это же время тысячи фермеров не имеют аграрного образования и не хотят его получать. Мало людей с аграрным образованием среди руководителей предприятий коллективно-долевой собственности и местных администраций (бывших сельсоветов). В некоторых администрациях содержат на своем бюджете ветеринарных врачей. Может, стоит содержать еще агрономов, зооинженеров-консультантов для личных подсобных хозяйств?