X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В первый раз в первый класс ректор Куцев ходил дважды

Свое детство ректор ТГУ Геннадий Куцев называет «босоногим».

Оно пришлось на 40-е годы. В семье кроме Гены — старшего — было еще три ребенка. Чтобы бороться с нуждой, не хватало даже большого огорода.

В семье всем управляла мама Клавдия Федоровна. У нее не было любимчиков. Ко всем относилась одинаково. Воспитывала строго. Слов «не хочу», «не буду» не признавала. Знала только слово «надо». С детьми не сюсюкала: упал — вставай, ушибся — не хнычь, до свадьбы заживет.

Папа же был мягким и добрым. Никогда не кричал, не наказывал. Как-то Гена с братом Валерой утащили у отца целую обойму патронов от служебного пистолета. И эта шалость сорванцам сошла с рук!

В первый класс Гена пошел в семь лет. Но через полмесяца заболел коклюшем. Пока выздоравливал, сверстники успели отучиться четверть. Мама решила, что старший сын пойдет в первый класс следующей осенью.

После пятого класса Гена с братом работали чабанами — пасли отару овец пригородного колхоза. Жара стояла невыносимая. А глупые овцы, вместо того, чтобы отлеживаться в тени, разбредались по пастбищу, лезли в кусты, скатывались в буераки. Мальчишки, все в мыле, бегали за ними целыми днями. Зато какая радость была, когда они привезли заработанные шесть мешков пшеницы.

Летом следующего года Гена пришел к начальнику дистанции пути — кто надоумил, уже и не помнит. От страха еле выговорил «здрасьте». Все сотрудники уставились на него. «А мне так стыдно стало за босые в цыпках ноги», — рассказывает ректор. Но начальник оказался приветливым и принял мальчишку на работу.

Юный рабочий вместе с другими копал шурфы, бетонировал водостоки, таскал шпалы. Ладони горели от мозолей. Жилы по утрам болели — хоть кричи. Каждое утро приходила мысль: «Не пойду, я ведь даже лопату поднять не смогу». Но ничего. Немного трудовой разминки, и Гена входил в обычный ритм.

Затем красил металлические фермы моста. «Самое трудное — не смотреть вниз, в эту пустоту». — говорит Куцев. Были у работников страховочные ремни. Но через несколько дней мальчишки их отстегивали — вот, мол, мы какие — и крутились на металлических фермах, как обезьяны на пальмах.

К высоте через некоторое время привыкли. А вот к вонючим парам от проезжающих через каждые пять минут паровозов привыкнуть было невозможно. После рабочего дня мальчишки сильно смахивали на кочегаров.

После 8 класса мама попросила Гену оставить школу и пойти работать, «а то, говорит, нам совсем не потянуть». Но старший сын впервые не повиновался желанию мамы и пошел в 9-й класс. «Хотелось учиться, закончить школу, поступить в институт, стать человеком», — объясняет поступок Геннадий Филиппович.

Но в 9 классе произошел случай, из-за которого Гену выгнали из школы. Он был дежурным на одном из вечеров. Вопреки правилу — посторонних не пускать — он пропустил симпатичную семиклассницу (вечер был только для учеников 9-го класса). Кто-то об этом тут же «стуканул» физруку — он следил за дисциплиной. Между преподавателем и учеником состоялся весьма грубый разговор. Физрук назвал Гену «дубиной стоеросовой», тот ответил: «держиморда». После чего физрук вцепился в ученика. Eсли бы не подоспел другой учитель, то Гена схлопотал бы.

Пошел Геннадий Филиппович в вечернюю школу и успешно ее закончил.

Вот таким был глава ТГУ в детстве. Несмотря на то, что учился в школе из-за работы не очень хорошо, сумел закончить вуз и стать ректором. Хороший пример для подражания, не правда ли?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта