Надо — так надо!
Лидия Мелинг проработала на тюменском авторемонтном заводе 35 лет. Из них четыре года после пенсии.
Пришла на завод в 1960 году. До этого, с 1947 года, трудилась на мебельной фабрике, в Зареке. Но каждый день ходить пешком на работу и обратно из поселка РТС (улица Авторемонтная) тяжело. Поэтому Лидия Яковлевна и перешла на авторемонтный.
Она и положила начало семейной династии. Позже на завод устроились ее мама, три брата, жена одного из них, две дочери, муж. Внук — и тот проходит сейчас практику на авторемзаводе. «Я хотела, чтобы вся родня работала рядом», — говорит Лидия Яковлевна.
Завод тогда только обустраивался. Поэтому рабочие на общественных началах строили, штукатурили и мыли в цехах. «Вообще-то рабочий день — с 8 до 17 часов, — рассказывает Лидия Яковлевна, — но если просили задержаться, всегда оставались». Заводские цеха разбросаны по городу, поэтому приходилось в кузовах грузовиков ездить в шинный цех, что у автоколонны 1228. «Сейчас ведь никто в кузовах не поедет. А мы ездили, не стеснялись».
Большую часть своей «автобиографии» Лидия Яковлевна была швеей-мотористкой. Шила и обивала сиденья для автобусов. В день по полтора-два автобуса. «Старый дерматин сдираешь. По нему на новеньком материале делаешь выкройку для одноместных сидений (двухместные одинаковые, для пятиместных тоже смело можно было отрезать кусок 2,1 метра. А у одноместных — где-то чуть-чуть пошире, где-то чуть-чуть повыше. Вот и приходилось делать индивидуальные выкройки). Первое время побаивалась — вдруг строчка получится кривая? А потом — ничего, приноровилась, — рассказывает моя собеседница. — Самое трудное было натягивать заготовки на сиденья. Но в случае чего просила помочь мужчин. Они никогда не отказывали. В цехе-то я была единственная женщина».
В 1962 году Лидия Яковлевна вышла замуж. Позднее муж тоже устроился работать на завод — водителем.
— Не ревновал к коллегам? За задержки на работе не ругал?
— Нет. Он такого же, как я, закала. Надо работать — значит, иди, -отвечает Лидия Яковлевна.
— Наверное, трудно было работать, ведь не женская нагрузка на заводе?
— Тогда не знали слов «трудно», «устала». Молодые были, не чувствовали нагрузки. Надо — так надо. А сейчас что? Только и слышишь — «неохота идти на работу». Да и коллектив был очень хороший. В таком коллективе — хоть горы сворачивай.
О замечательном коллективе Лидия Яковлевна упомянула не единожды. Завод был вторым домом для рабочих. Так что отпуск, хоть и небольшой -15 дней, никто не брал полностью. Выходили на работу раньше. Да и в первые отпускные дни по привычке шли на завод. Попроведать «однополчан».
Осенью все дружно выезжали на уборку урожая — помогать колхозу копать картошку. С песнями да прибаутками работа спорилась.
Но хорошо поработать — это одно. Хорошо погулять тоже надо уметь. Для торжеств откупали рестораны (зарплата позволяла) и всей бригадой шли пировать.
— Сейчас мы видимся реже. По праздникам нас собирает администрация завода. Уж сколько лет прошло, но все друг друга помним. Несколько «стариков» остались работать на заводе. Я к ним иногда забегаю. Пока не было проходной системы, бывала чаще — все-таки через дорогу теперь живу. Сейчас пореже. Но видно, что предприятие меняется, расширяется. Я этому очень рада, -говорит Лидия Яковлевна.
***
фото: