Открой личико, город
Сколько необходимо архитекторов, чтобы город не терял своего лица? По обычным западным нормам — один на 3 тысячи жителей. Значит, в Тюмени их должно быть около 200.
По данным комитета по градостроительству и архитектуре, действующих архитекторов в городе не наберется и сотни. А тех, кто может похвастаться своими проектами, и того меньше — на июльской выставке «Городская архитектура» свои работы представили 15 человек. Среди них — Eлена Короткова.
Eлена Юрьевна Короткова -действующий дипломированный архитектор с 15-летним стажем работы в Тюмени. В середине 80-х она закончила архитектурный факультет Уфимского нефтяного института, по распределению выбрала перспективную нефтяную столицу Западной Сибири. Сейчас Eлена Короткова — в составе правления тюменского Союза архитекторов, работает в городском управлении по архитектуре. Автор проектов, отмеченных премиями городских выставок и грамотами Союза архитекторов России. Среди них — автоцентр «Дина», Тюменский научный центр на улице Таймырской и совместный с Игорем Литовкой проект Центра международной торговли.
— На взгляд архитектора, куда шагает наша Тюмень?
— За последние 15 лёт мы изменились. На месте деревяшек в центре города выросли каменные многоэтажки, на месте бывших пустырей — целые микрорайоны. Тюмень стремится быть столицей, законодательницей архитектурных мод, но стала ли ею?
Исторически и географически сложившийся центр города, с узкими купеческими улочками, с точки зрения городской среды таким и остался. На малые архитектурные формы украшающие городские улицы, придающие им особый шарм, обращали мало внимания. Уровень благоустройства не успевал за темпами строительства. Каменные коробки отвоевывали у зеленой зоны города новые пространства, оставляя горожанам все меньше шансов погулять, например, по липовым аллеям или посидеть вечером на лавочке в тихом парке.
Тюмень, на мой взгляд, убивает перспективу развития. Дома хаотично лепятся один к другому, вдоль и поперек улиц, вылезают на проезжую часть, критически сокращая священную площадь тротуаров и «заваливая улицы», застраиваются безликими вставками. Eсли плотность застройки в центре будет расти в таком же темпе, то Тюмень будет развиваться скорее по азиатскому -стамбульскому типу, чем по европейскому.
— Говорят, что мир нивелируется и города становятся безликими, похожими один на другой?
— Могут быть похожи строительные материалы, используемые для отделки зданий, но города как и люди, одинаковыми быть не могут. У каждого — свой, исторически запрограммированный и временем выверенный, масштаб, стиль. Париж не спутаешь с Венецией или Мадридом. Нью-Йорк -с Вашингтоном.
Хотелось, чтобы и в Тюмени была архитектура неповторимая. Современная, но с «привкусом» купеческой старины. Например, гостиница «Славянская» в Тобольске. Скупостью архитектурных форм, точно подобранным материалом кровли удалось создать ассоциативный ряд с белокаменными стенами тобольского кремля, со сказочным ершовским Коньком-Горбунком.
— Может ли архитектор в одиночку изменить облик города?
— Архитектор не бог. Тем более что его идеи воплощают в жизнь не ангелы, а простые смертные -строители. И не всегда то, что было спроектировано на бумаге, совпадает с построенным объектом.
Центр международной торговли, например, первоначально планировался не на перекрестке улиц Дзержинского и Республики, а в промрайоне города. Вначале здание «перенесли», потом строители выполнили не все так, как мы хотели, а заказчики проигнорировали предложенный проект благоустройства. Материалы, отличные от проектных, использовали и при отделке автоцентра «Дина». До сих пор не доведен до ума и проект Тюменского научного центра на ул. Таймырской, хотя наши художники уже полгода проводят в здании выставки. Таков удел архитектора — если хочешь, чтобы получилось как мечтал, — надо сражаться за каждую деталь.
— Что в городе можно показывать детям, воспитывая у них вкус к хорошей архитектуре?
— Классический пример — центральная » площадь. Согласитесь, там уютно. С точки зрения архитектора, весь парковый и архитектурный ансамбль площади выполнен на высочайшем профессиональном уровне. Четкая планировка, прекрасное композиционное решение, грамотное зонирование территории — все вместе создает атмосферу комфорта.
А вообще, у нас город с мужским лицом — крупные, тяжелые, массивные линии, мелких изящных деталей мало. И во внешнем облике зданий, и в малых архитектурных формах преобладает прямолинейность. Правда, за последние два-три года все больше на слуху женские имена — Ирина Конюхова, Ирина Ильина. Может, женщины действительно изменят Тюмень к лучшему.
***
фото: Автоцентр «Дина», проект Елены Коротковой