«Вас должен смотреть весь театральный мир»
Нечасто я прибегаю к такому журналистскому приему — брать для заголовка чьи-то слова. На этот раз их произнес Хенрик Юрковский, сейчас он почетный президент UNIMA.
Eще недавно польский профессор был рабочим лидером всемирного союза мастеров кукольного театра. Он не смог приехать в Челябинск, дабы возглавить жюри VIII открытого фестиваля театров кукол региона «Большой Урал». «Светлый праздник актерского братства, ну а проще — подарок судьбы» (как поется в гимне фестиваля), просиял огнями творчества с 13 по 20 сентября с.г.
Но напрасно читатель будет ждать от меня перечисления громких театральных центров и титулованных имен. Ибо, как писал в своем вступлении к буклету про лучший спектакль II тюменского фестиваля «Золотой конек» — «Кто боится Вирджинии Вульф» — отец основатель уральской зоны, известный режиссер Виктор Шрайман, — «званий и наград не имеет». Про себя. Не в чести были урало-сибирские кудесники в советское время, да и торгашеско-попсовый дух нынешних «прогрессоров» сцены им не по нутру.
В истории мирового театра хватает страниц, когда яркой звездой вспыхивало новое направление, опережая время. Так случилось в кукольном искусстве в 70-е годы, когда молодые выпускники школы ленинградского профессора Михаила Королева получили распределение в театры Свердловска, Перми, Тюмени, Кургана, Оренбурга, Магнитогорска, Челябинска. Вскоре Анатолий Тучков, Валерий Вольховский, Михаил Хусид, Виктор Шрайман, Сергей Кузин… вся великолепная двадцатка возглавила свои труппы. Суть их эстетики — синтез воплощения реального и волшебного миров в игре кукольного актера «живьем», куклы и масок. Ну как в драматическом искусстве показать рождение нашей Вселенной? Когда из слова творца словно грозди салюта возникают и вспыхивают звезды… Именно так начинается спектакль блестящего фантазера из Питера Игоря Ларина по (!) «Дюймовочке» Андерсена.
Понятно, что подобная поэтика не всем коллегам в СССР была по нутру и по плечу. Более того, в зените славы и стабильности в стране царствовала московская классическая школа, занималась заря стиля марионеток, уличного действа с балаганной стихией фольклорных героев. Впрочем, уральская зона никому не навязывала себя, ее слава давно перешагнула все границы, она существует и развивается в России как уникальный организм. Признанный UNIMA — вернитесь к заголовку.
Два года назад на VII фестивале наш гостеатр кукол и масок, будучи с середины 70-х по середину 90-х одним из лидеров королёвской школы, не очень показался в Eкатеринбурге среди коллег. Рыночные времена особенно больно ударили по тюменскому и курганскому коллективам. Да, знающие люди расскажут про интриги, чехарду с главными режиссерами, всякие сопутствующие огорчения. Но главная причина в другом — местная власть не поставила на тюменские театры в последние годы. Eкатеринбург, Пермь, Челябинск, Магнитогорск обеспечивают своим любимцам гастроли вплоть до Eвропы. Наши не ездили (куклы) никуда уже 12 лет. Оплата смешная. Нет средств пригласить новых актеров, здание обветшало, лишь сверхусилия директора Василия Пустыльникова начинают менять дело к лучшему.
Плановая премьера в Челябинске и Eкатеринбурге стоит за 150 тыс. рублей, что считается мизером. У нас дают от 30 до 50. В поисках лучшей доли в начале 90-х уехал в подмосковные Мытищи великий Стае Железкин, получил свой театр, где творит в духе тюменских уроков. Десять «Гран-при» самых мощных европейских фестивалей, соответствующие таланту оклады и постановочные. Лакомая поддержка маститой критики. А у нас великая Нина Вальтонс умерла в больничной палате на 10 старух, проклинавших грубыми словами все и вся.
Давно известно, что экономия на культуре добавляет кругом бедности и нищеты, способствует падению нравов. Давно известно, что власти должны пестовать свою культурную элиту. Причем тут бюджет, если в трех тюменских профессиональных театрах занято всего 80 актеров, из которых добрая половина составила бы славу другим местам. И если у соседей (информация с челябинского фестиваля) опытный актер (даже не премьер) получает свыше 3 тысяч в месяц, то тюменский не имеет даже половины.
Я не знаю, как настраивал актеров на поездку в Челябинск Пустыльников, я не знаю, где он нашел деньги, как привез из Минска известного режиссера Алексея Лелявского, восстановившего свою тюменскую премьеру февраля 1998 г. по андерсеновскому «Соловью». Скорей всего, изумительные мастера великих сезонов прошлых лет нашего кукольного -Зинаида Береговая, Василий Лазарев, Юрий Федоров с попавшими в стиль коллегами Ларисой На-горничных, Натальей и Романом Явнычами, Надеждой Соло-матовой — после екатеринбургского «прослабления» решили тряхнуть стариной и снова удивить театральный мир.
И они вернули театру былую славу. Их «Соловей» ‘вошел в почетную семерку лучших и интересных («тонких, философски волнующих» — говорили в Челябинске) спектаклей. Но они возвратились в Тюмень и получили гроши… С каким настроением актеры, знающие свою силу, выйдут 15 октября с.г. на открытие 55-го театрального сезона? Нет, они профессионалы и халтурить не будут, просто сыграют, как положено. Но такого, когда в Челябинске Лазарев сорвал аплодисменты сверхискушенного в мастерстве зала в сцене с японским посольством, может и не быть. Наверняка в зале не будет на открытии первых лиц области и города, что норма для того же Челябинска.
Там, кстати, нашего «Соловья» сняли на видеопленку. Известный в России критик Владимир Спешков дал ему высокую оценку. Мне приятно, что моя рецензия в «Курьере» в феврале 1998 г. на эту постановку совпала с анализом коллеги. Так что «фи» местных «знатоков» малость потускнело. Им не понять слепящий свет вершин. Ведь выбор «Соловья» в Тюмени совпал с подобным во всей России. Сейчас эта вещь Андерсена идет в трех десятках кукольных театров. «Соловей» на их сцене, что «Гамлет» на драматической. Мы ухватили вывихнутый главный нерв текущего бесстыжего и бесчеловечного времени. Ибо настоящий театр — духовный огонь против новой личины нападающего на нас зла. Всей громадой любви к подлинному бытию, воплощенной в живительной силе мелодии настоящего (не механического!) «Соловья» наш театр наступает на одномерного человека, закабаленного стереотипами и штампами своих отношений с миром.
Почувствуйте красоту и высокую тоску о любви этого спектакля, его романтически чистую атмосферу. Посмотрите наш «фотофильм» про тюменского «Соловья». Проникнитесь его символическим образом, хоть так эта великая вещь не канет в Лету. Как ушли в небытие знаменитые спектакли нашего театра поры золотых сезонов.
***
фото: