X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Горькая судьба бесприданницы

Золушка тюменского краеведения уже всё выплакала. В нашей региональной культуре она стала не просто нищей бесприданницей. И низы, и верхи палец о палец не ударили, дабы помочь инициативной группе возродить и юридически оформить ТОКО — Тюменское областное краеведческое общество.

Лишь президент компании «Регион-Тюмень» Анатолий Омельчук со своей творческой командой продолжает «стирать» белые пятна нашего историко-культурного наследия. А не будь он всероссийски известным краеведом, умело сочетающим научную строгость с живостью изложения, что тогда?

Да еще Татьяна Исламова, директор областного краеведческого музея, с помощниками не бросает «Словцовские чтения», фактически ставшие ежегодным съездом наших краеведов и гостей-академиков от Питера до Иркутска. Серии краеведческих книг, издаваемые Юрием Мандрикой, лучше расходятся вне Тюмени. А еще недавно…

Бум интереса к историко-культурному наследию у нас пришелся на 1993-1998 годы. Я помню, как на «Словцовских чтениях -96» не смог найти себе свободного места в большом зале мэрии. Как после академика Николая Томилова (Омск) выступал тюменский школьник — участник археологической экспедиции. Были изданы первые полноценные учебники и хрестоматии по историческому и литературному краеведению. Географы ТГУ написали свой суперучебник, отмеченный почетными дипломами.

На областном уровне с печатями самых высших ведомств появились региональные учебные программы по историко-культурному краеведению для школ и вузов. Оно стало обязательным предметом учебного процесса, всколыхнуло интерес юношества к богатой истории духовной жизни края, начиная с мансийского «Священного сказа о сотворении земли», рожденного во глубине веков и схожего с легендой о Ноевом ковчеге, и до новейших произведений тюменских литераторов.

Комитет по культуре тогда еще Калининского района оплачивал школьные уроки по краеведению, и подростки про эпоху неолита узнавали в музее на озере Андреевском, про освоение Сибири — в храме Петра и Павла. Первокурсники филфака ТГУ, заполняя у меня анкету по современной литературе, привели 28 местных писательских имен, назвали с полусотни их произведений. В 2000 году лишь один студент вспомнил только сказку Константина Лагунова, спутав ее название. У него получилось — «Пес Барбос на кроссе». Да, не ржавеет сатира великой троицы «Вицин, Никулин, Моргунов».

Многоуважаемые лидеры области и города — Леонид Юлианович и Степан Михайлович! Я не знаю, что говорят вам ответственные лица, отчитываясь за полные благородного пафоса региональные программы духовного возрождения края и изучения историко-культурного наследия. Я слышал много раз ваши выступления, в которых вы восхищались историей, культурой и людьми нашего региона. Да, справки готовят качественные. Но я знаю другую реальность. В школах историко-культурное и литературное краеведение сегодня дышит на ладан. Начальство с недавних пор рекомендует школьным администрациям использовать часы из регионального компонента образования по собственному усмотрению. Вот и «усматривают»: как предмет «литературное краеведение» практически испустило дух.

В лучшем случае уроки духовно-культурной любви к малой родине раскиданы по межпредметным межам. Между историей, литературой и географией. Полнокровные курсы краеведения остались лишь в ТГУ, тобольском и ишимском педвузах, академической гимназии ТГУ. В тюменских школах десяток учителей во главе с неунывающей Марианной Отрадных пытаются сохранить свои курсы, уступив руководству и отступив на уровень факультативных (то бишь свободных, вне расписания, пожеланию школьников) занятий.

Eще хуже ситуация в районах. Педагог одной из бердюжских школ рассказала на «Словцовских чтениях — 99», что она стала «подпольщицей». Из школы ее вытурили, а старшеклассники, не бросившие наставника, приходят заниматься к ней домой. Там же сложены местные культурные раритеты.

Можно понять дирекции школ. Реформенный кураж уже перетряс наше образование. В Тюмени в плюсе замечательные инновации научного центра Российской академии образования под руководством академика Владимира Загвязинского. Сфера его практики расширяется. Но хватает мест, где необходимые преобразования выражаются в перегрузке детей информацией и введении в расписание все новых предметов.

Поэтому авторы региональных программ по краеведению, настаивая на системно-функциональном и предметном изучении краеведения (по одному уроку в неделю с 3 по 7 класс и в 10 классе), разработали щадящие детей методики обучения в духе сотворчества, игрового освоения культуры минувшего. Не вдаваясь в детали, скажу, что на уроках должны получаться беседы о прочитанных книгах, реконструктивные игры в ситуации прошлого, исторические события в нашем крае. Этакий познавательно-путешественный стиль, чтобы не забивать юный ум обилием информации.

Я был на одном таком семинаре. Три старшеклассника прочитали свои рефераты по книгам известных северных писателей Анны Неркаги, Eремея Айпина и Юрия Вэллы. По рекомендациям педагога школьники больше пересказывали тексты, создавая тем самым личные творческие модели произведений. Это посредничество между автором и читателем приводит к тому, что местные книги берут домой.

Так что пути есть, было бы желание всех сторон. А пока в День знаний первого сентября с.г. я услышал по «Радио России» многих важных лиц из областей и республик нашей федерации, с радостью говоривших с юношеством на тему «Люби и знай свой край». Только из Тюмени ничего такого не было.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта