Светофоры каменного века
По данным областного управления ГИБДД, за восемь месяцев текущего года произошло 549 дорожно-транспортных происшествий. 80 процентов из них — наезды на людей. Виноваты в этом и водители, и пешеходы.
«Для того чтобы пешеходы реже попадали под колеса, нужно обозначить пешеходные переходы «зебрами», — считает заместитель начальника УГИБДД Владимир Шестоперов. — Разметка на проезжей части, по результатам исследования российских институтов по безопасности дорожного движения, дисциплинирует участников движения. Водители при виде полос снижают скорость. И пешеходы стараются переходить дорогу на «зебрах», а не возле них».
Однако пресловутые «зебры» есть только на улицах Первомайской и Республики (у Центральной площади). И возле областной администрации. Из-за отсутствия финансирования нет разметки в других «горячих» точках города — на улице Республики (от улицы Мориса Тореза до к/т «КиноМАКС»), на Щербакова, Ямской, Луначарского, Дружбы, Червишевском тракте. Список можно продолжать.
Чтобы «зебры» появились во всех аварийных точках, надо 15 тонн краски (тонна стоит 60 тысяч рублей). Легко сосчитать, что целое стадо «зебр» обойдется городу в 900 тысяч. Плюс прочие расходы. Поэтому в 2000 году УГИБДД запросило из областного бюджета 5 660 000 рублей. Однако депутаты утвердили только 2 979 000, то есть половину. За восемь месяцев управление получило 1 700 000 рублей. Из них 1 200 000 пошли на зарплату сотрудникам инспекции. 320 000 -на содержание служебного транспорта. Остальные — на… Как тут выкроишь деньги на разметку?
«Хотелось бы, чтобы в городском бюджете появилась строка «организация дорожного движения». Ведь это городская проблема. В прошлом году мы обращались с этим вопросом в городскую Думу, но нам отказали, сославшись на то, что ГИБДД -структура федеральная, — говорит Владимир Михайлович. — Однако посмотрим на проблему с другой стороны. Пострадавшие пешеходы обращаются в медицинские учреждения. Многие после дорожно-транспортного происшествия становится инвалидами. Соответственно, городу приходится платить за их лечение, пенсию по инвалидности, пособия по безработице. Городской бюджет, планирует расходы на пострадавших. А эта сумма могла пойти на «зебры» — то есть на предотвращение дорожно-транспортных происшествий».
Eще одна проблема — светофоры. В этом году облГИБДД запланировала строительство четырех светофорных объектов. Однако работы еще не начались. Опять же из-за отсутствия денег. «О том, что на перекрестке улиц 50 лет Октября и Мельникайте нужны светофоры, говорили десять лет. А стоят-то они всего 190 000 рублей. Светофоры начали функционировать 15 декабря прошлого года, как раз перед выборами. Может, каждый год проводить выборы?» — говорит Владимир Михайлович.
Впрочем, на этом перекрестке поставили ненадежные светофоры — в любой момент могут отключиться. Дело в том, что из-за циклического режима работы срок действия лампочек очень маленький. Eжемесячно в городе — на 97 светофорах — сгорает 450-480 лампочек. Во время замены перекрестки остаются без автоматического регулировщика. Что очень опасно для участников дорожного движения.
Что делать? Надо менять «лам-почковые» светофоры на светодиодные. 15 лет бесперебойной работы таких светофоров гарантировано. Однако стоят они дорого. Установка восьми транспортных и восьми пешеходных светодиодных светофоров (это один перекресток) обойдется в 400-450 тысяч рублей.
В Москве, Eкатеринбурге, северных городах и даже в Курганской области местные власти уже заменили старые светофоры на светодиодные. «А Тюмень пока остается в каменном веке», — говорит Шестоперов.