X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Театр как обновление души

В Тюменском государственном театре кукол и масок прошла пресс-конференция, посвященная открытию 55-го творческого сезона.

Помимо руководящего авангарда (директор Николай Пустыльников, главный художник Сергей Перепелкин, завлит Татьяна Осколкова), актеров и мастеров постановочных дел пишущую братию и друзей театра всласть окормили гости. А гости были именитые. Из Краснодара прилетел известный режиссер Анатолий Тучков, чье художественное руководство нашим театром в начале 80-х годов помнится вдохновенным взлетом и спектаклями (хотя бы «Забыть Герострата», «До третьих петухов»), составившими тюменскому коллективу всесоюзную славу и лидерство в уральской «кукольной» зоне.

Из очень дружественного Минска приехал не менее известный режиссер Алексей Лелявский. Он восстановил свою оригинальную версию андерсеновского «Соловья», и 12 сентября ст. наши мастера уехали с ним в Челябинск на VIII традиционный фестиваль кукольных театров уральской зоны. «Соловей» уже показали в конкурсной программе. Он очень хорошо принят на фестивале, пока неизвестны оценки жюри, про что расскажем и напишем.

Лелявский поставил «Соловья» в романтически-нежном и грустном стиле, в той музыке самых высоких сфер бытия, где даже фантазия великого сказочника о своей несбывшейся любви побеждает серую скуку продажных царедворцев и дарует героям иную жизнь. Жизнь, полную любви и понимания символов вечной гармонии.

Сценограф Перепелкин в русле замысла не стал искушать судьбу изысками модерна, а обратился к поэтичному языку западноевропейской постромантической школы середины XIX в., тем самым подняв над суетой любовную драму Андерсена. Так что спектакль получился интересным и взрослым, и детям. Юным отвечают, почему в Китае все люди — китайцы и император — тоже китаец. А старшие обновляют души, сопереживая мотивам романтической истории. Сияют актеры — Зинаида Береговая, Лариса Нагорничных, Василий Лазарев, Юрий Федоров, их коллеги. Любая постановка «Соловья» — знаковая величина, пиршество перевоплощений.

55-й сезон — все-таки юбилей. И хотя сегодня театр в очередной раз выбирается из трудной полосы, содеянное им столь значительно и памятно в истории российского театра, что свое почетное место среди родственников он застолбил надежно. Главное — театр продолжает творить в манере великой королёвской школы, где кукла, играющий «живьем» актер и маска создают особое действо, как сейчас говорят, виртуальную реальность. В ней возможны воплощения самых смелых и удивительных фантазий режиссеров и актеров.

Официально сезон откроется 15 октября с.г., скорей всего, «Соловьем». Пока нет главного режиссера, и, видимо, не зря наши обхаживают (он того стоит!) Тучкова. Мэтр ушел в Краснодаре из краевого театра, оставив за собой рожденный им муниципальный коллектив. Пока мастер будет разрываться между кубанской столицей и Тюменью — аж до 1 января нового года. Тучкова ангажировали на две постановки. Знакомые всем приключения Буратино дополнены и расцвечены неуемной фантазией мастера до игровых метафор текущего дня (сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!).

В гала-представление грозит превратиться «Новогодняя фантазия» Тучкова, в которой зрителю не только придется играть с актерами, но и исполнять роли-импровизации. И у нас все получится, поскольку мэтр исповедует свою главную заповедь творческого поведения: «Думать не головой, а сердцем».

Отвечая на вопросы, мэтр, касаясь современного состояния дел в тюменском кукольном, подчеркивал, что у него есть ощущение нового интересного витка, художественного прорыва в наступающем сезоне. «У меня начался новый прилив любви к тюменскому театру. В его дыхании, атмосфере есть то, что и сейчас привораживает, заставляет придумывать и репетировать новые вещи», — сказал Тучков после настойчивых просьб одной местной пишущей дамы — поделиться с ней ностальгией о славном прошлом тучковских 80-х…

Рядом с мэтром сиял и наш прекрасный художник — один из признанных лидеров российской школы кукольной сценографии Владимир Осколков. Их творческий тандем никогда не прерывался, и Осколков с головой ушел в поиски новых изобразительных решений.

Адама продолжала терзать Тучкова, засомневалась, поймут ли его вещи нынешние слишком прагматичные и жестокие дети. На то мастер рассказал про свой спектакль «Говорит Ленинград!». К55-летию Победы он стал сенсацией в Краснодаре, историческая память всколыхнула юные ряды, осветила их лица. Надеюсь увидеть такие же лица зрителей в новом сезоне нашего кукольного театра.

***

P.S. Я бесконечно и сердечно благодарен всем, разделившим со мной радостно-грустный день 60-летия. Говорят, что понравилось. Да будет так, и всем-всем-всем необъятное спасибо!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта