Пока свободой не горим
Послание президента и проект концепции развития здравоохранения медики обсуждали в один день на расширенном медицинском совете. Но поскольку разногласий между двумя документами нет, а разговор о концепции был последним — в конце сентября проект будет представлен городским депутатам, — врачи решили еще раз обсудить документ.
ПОСЛEДНИЙ ВЗГЛЯД
Ознакомившись с проектом руководители городских ЛПУ внесли пять предложений. Михаил Орлов, главный врач инфекционной больницы, — об оказании помощи инфекционным больные (причин для актуализации этого вопроса предостаточно: в городе не хватает детских инфекционных коек (вообще-то должна быть детская инфекционная больница), нет диагностического инфекционного центра (областной центр по борьбе со СПИДом не в счет), в то же время развиваются инфекционные патологии, зарегистрирована вспышка ВИЧ-инфекции. И ВИЧ-инфицированные после закрытия стационара в областном центре борьбы со СПИДом лечатся в городской инфекционной больнице). Согласившись с замечаниями, горздрав предложил Орлову разработать специальную программу по инфекционной помощи.
Лидия Остроумова, главный врач «скорой помощи», внесла предложения по своей службе, в частности — обеспечение «скорой» современными средствами связи, транспортом… Раздел о кадровой политике — это предложение главного врача первой детской больницы Татьяны Мясниковой. Как рассказал заместитель начальника городского управления Александр Филимонов, ученым медицинской академии поручено проанализировать кадровый состав ЛПУ, чтобы выяснить, врачей какого профиля нужно готовить для больниц и поликлиник.
Андрей Киселев, главный врач студенческой поликлиники, предложил учесть в программе реструктуризации изменение формы собственности ЛПУ. Студенческая поликлиника станет испытательным полигоном: ее собственником будет не только город, но и тюменские вузы. Письма с таким предложением уже разосланы в учебные заведения. Eсли ректоры решатся взять на свой плечи еще одну ношу, то в Тюмени сохранится студенческая поликлиника (правда, называться она будет иначе — медсанчасть некоммерческого типа), уменьшатся расходы бюджета.
(Замечания медиков — серьезные и важные. Интересно, почему не учли это разработчики концепции?).
Сократить расходы, сохранив при этом качество и объем помощи, напомню, — главная задача городского здравоохранения. Поэтому на совете много говорили о способах этой экономии.
РEСТРУКТУРИЗАЦИЯ
«Это больной вопрос, никто не хочет менять место работы. Но в условиях кризиса медицины мы не обойдемся без жесткой централизации», — рассуждали одни. Те, кого непосредственно коснулись изменения, доказывали, что необходимо сохранить самостоятельность учреждения.
По словам Александра Филимонова, из 21 поликлиники останется 16, пять учреждений не закроются, они станут филиалами. Изменения с больницами спрогнозировать труднее, все зависит оттого, как будет работать областная больница интенсивного лечения. Реально планируется закрыть только лечебно-реабилитационный центр «Пансионат Оловянникова», а его пациентов перевести в санаторий «Жемчужный». Обсуждается в горздраве вариант решения проблем городского туберкулезного диспансера: если бы город приобрел больницу авиаторов (25 млн. руб.), то стационар, что находится в Антипино, и поликлинику для взрослых, которая располагается в разваливающемся здании, можно было перевести в эту больницу.
КОМУ НУЖНА ВОЛЯ?
Как еще можно сэкономить? Александр Гонцов предложил обсудить такой вариант — часть лечебно-профилактических учреждений города, «крайне необходимых», содержать на 100 процентов, остальные — отпустить на «вольные хлеба» (идея разгосударствления прописана в программе Грефа, только там говорится об учебных заведениях). Но какие медицинские учреждения снять с бюджетного финансирования, смогут ли они бороться за муниципальный заказ? На этот вопрос предстоит ответить руководителям всех 47 ЛПУ. По выступлениям понятно, что к «свободе» муниципальные медицинские учреждения не готовы.