Кто был автором «Дома на горе»
Многие годы считалось, что одно из красивейших зданий в Тюмени построено по проекту архитектора Олтаржевского. Обозреватель «Тюменского курьера» готов спорить, что автором был другой известный зодчий.
Окончание. Начало в № 118
Меня, конечно, заинтересовало: кто же истинный автор здания? Я обратился к энциклопедии «Москва» (1997) и нашел там краткие сведения о Вячеславе Константиновиче Олтаржевском (1880-1966).
Он москвич, и в столице — Петербурге — не работал. Прожил длинную жизнь, и мы могли бы еще сами у него выяснить авторство, если бы прочитали «Сибирскую торговую газету» в 60-е годы. Eсли сведения о дате парижской выставки верны, Олтаржевский не мог быть автором, потому что в начале XX в. еще учился архитектуре — в 1905 г. в Вене у О. Вагнера в академии художеств, а окончил МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) только в 1908 г. Это позже он стал известным архитектором, и по его проектам построили многие замечательные здания в Москве. В 1935-1938 гг. он был главным архитектором ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки — теперь выставочный центр в Москве). Несмотря на это, власти его почему-то ущемляли. Это видно по тому, что звание почетного строителя он получил в 1952 г., в возрасте 72 лет, а степень доктора архитектуры — в 1958, когда ему уже было 78 лет. С его участием в начале XX в. построен Киевский вокзал в Москве, в 50-е — высотное здание гостиницы «Украина». Похоронен В.К. Олтаржевский на Ваганьковском кладбище.
Колокольниковы обратились к московским архитекторам за проектом в 1912 г. В этом году Олтаржевский мог быть автором проекта, но тогда сведения об участии в парижской выставке 1900 или 1903 гг. неверны. В энциклопедии «Москва» имя Олтаржевского не упоминается в связи со строительством корпуса «Мюр и Мерилиз» в 1906-1908 гг. Однако нет в энциклопедии и имени архитектора Герберта, названного в заметке «Сибирской торговой газеты». А здание «Мюр и Мерилиз» строил известный уже тогда архитектор Иван Иванович Рерберг (1869-1932). В его фамилии большинство букв совпадает с фамилией «Герберт». Я полагаю, что автор заметки или наборщик в типографии могли перепутать немецкую фамилию.
И.И. Рерберг родился в Москве, окончил в Петербурге военное училище и военно-инженерную академию, с 1896 г. уже работал на стройках Москвы. Энциклопедия пишето немтак: «Глубокое знание строительных (в т.ч. железобетонных) конструкций, четкие объемные планировочные решения и градостроительное чутье выдвинули Рерберга в 1910 г. в первый ряд московских архитекторов». Рерберг руководил строительством «Мюр и Мерилиз» в 1906-1908 гг., проект создал известный московский архитектор Клейн. Вместе с В.К. Олтаржевским И.И. Рерберг проектировал и строил Киевский (тогда он назывался Брянским) вокзал в 1912-1917 гг. Похоронен И.И. Рерберг на Новодевичьем кладбище.
Мне кажется более вероятным, что Колокольниковы заказали проект известному архитектору И.И. Рербергу.
«Мюр и Мерилиз» — это современный московский Центральный универмаг -ЦУМ по ул. Петровка, 2. В 1843 г. в Петербурге шотландец А. Мерилиз основал торговую фирму, его дело продолжил свойственник Мюр. Получилась фирма «Мюр и Мерилиз». В 1867 г. она перебралась в Москву, а в 1906-1908 гг. построила универмаг, который в 1918 г. был национализирован, а в 1922 г. стал ЦУМом.
Из заметки в «Сибирской торговой газете» понятно, что первый проект не был законченным, его переделывали, увеличивали на необходимое количество учащихся по заказу Колокольниковых.
В архиве училища сохранились документы об участии проекта во Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге в мае 1913г. 3 декабря 1913 г. Колокольниковы получили удостоверение, что «Тюменскому коммерческому училищу Колокольниковых присужден похвальный лист», его обещали прислать позже, когда отпечатают необходимые бланки. Может быть, это участие проекта в гигиенической выставке и получение похвального листа чудесным образом превратилось в воображении тюменских краеведов в участие его в парижской выставке и получение золотой медали?
Я узнавал у Б.А. Жученко и В.E. Копылова, есть ли у них документальное подтверждение, что автор проекта коммерческого училища — В.К. Олтаржевекий. Документов не оказалось, сведения были устными: «от знающих людей» или родственников Олтаржевского.
Кандидаты на мемориальную доску
Коммерческое училище Колокольниковых не успело сделать ни одного выпуска — помешали революция и гражданская война, поэтому стены здания не украшены мемориальными досками с фамилиями знаменитых выпускников. Между тем мне известны два человека, что могли бы претендовать на это.
Залман Лобков (1898-1919), сын тобольского купца, начал учиться коммерции у Колокольниковых, но романтический юноша, мечтавший о подвигах, решил, что революционная переделка существующего мира -именно то, что нужно его мятежной душе. Он едет в Омск и, как говорят, с головой окунается в события февральской и октябрьской революций 1917 г. Залман -один из ведущих омских большевиков, оратор, агитатор, организатор и член разных конференций, съездов, советов, Красной гвардии, защиты Омска от восставшего чехословацкого корпуса…
7 июня 1918 г. Омск пришлось оставить. Лобков с омскими большевиками 12 июня появляется в Тюмени и активно участвует в организации ее обороны со стороны Ялуторовска. 20 июля Лобков вместе с Красной Армией ушел из Тюмени на Урал, уехал в Москву и попросился на подпольную работу в Сибирь. По пути в Челябинск его выдает колчаковцам провокатор. Лобкова подвергли жестоким пыткам, повезли в Уфу и в дороге зарубили шашками. Шел парнишке в ту пору всего-навсего двадцатый год.
8 Омске до сих пор чтят Лобкова, его именем назван Дом культуры железнодорожников. И тюменцы не отстали: 3 июня 1966 г. одну из улиц и переулок в районе Большой Нахаловки, что между Велижанским и Салаирским трактами, назвали именем Залмана Иудовича Лобкова, революционера.
Анна, Людмила, Надежда — дочери первого тобольского губернского агронома Н.Л. Скалозубова — тоже учились в коммерческом училище, но не окончили его. Анна после училась в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева на агрономическом факультете, стала селекционером. В 1928 г. она начинала селекцию яровой пшеницы в Якутии и создала там первые сорта этой культуры. С 1941 г. Анна Николаевна работала на Тулунской опытной станции в Иркутской области, где среди прочих ею в соавторстве с другими специалистами создан самый известный в Сибири скороспелый сорт яровой пшеницы Скала. После испытаний в 1960 г. он был районирован и в Тюменской области, до сих пор его сеют многие хозяйства тобольской зоны. Анна Николаевна Скалозубова (1902-1970) — одна из наиболее известных специалистов яровой пшеницы в Сибири. Похоронена в академгородке г. Новосибирска.
Путь к Дому Советов
Весной 1918 г. в Тюмени установилась советская власть, и Тюменский уездный совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов заинтересовался работой и жизнью училища Колокольниковых. В архиве сохранилась переписка властей с директором училища. Например, 18 апреля 1918 г. власти интересовались, «достаточно ли испрашиваемых средств на содержание училища в 1918 г. или предполагается испросить дополнительного отпуска кредитов». Был запрос о форме аттестата для оканчивающих. Из училища ответили, что «форма аттестата еще не выработана». На 1 января 1918 г. в училище обучалось 334 ученика, в т.ч. 261 мальчик и 73 девочки. Дети обучались совместно, что было очень редким для того времени явлением в учебных заведениях. Сохранилась просьба из Томска поделиться опытом совместного обучения девочек и мальчиков, прислали пространный «вопросник» В.И. Колокольникову.
В 1918-1919 гг. учебная работа в коммерческом училище была стеснена тем, что в половине здания разместился чешско-американский госпиталь на 300 коек для бойцов белой армии. Для них здесь проводились благотворительные вечера и лекции.
После изгнания колчаковцев коммерческое училище советская власть закрыла. Отступающие войска и местное население вынесли из здания все, что можно. В здании расположились сначала советские и партийные органы г. Тюмени и Тюменского уезда, потом, после создания в 1923 г. округов — власти Тюменского округа, простиравшегося от г. Талицы до Ярково и от Упорово до Нижней Тавды. Здание коммерческого училища стало называться Домом Советов.
Благодарю сотрудницу областного краеведческого музея Л.А. Типикину за помощь и консультации. Именно она первой обнаружила в газете фамилию архитектора «Герберта» и рассказала мне. Остальное уже искал я сам.
***
фото: