X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кнут и пряник для городских АЗС

Первые шаги рынка на этом поприще многим казались исключительно удачными. Бензин перестал был дефицитом, АЗС в городской черте и в пригороде росли как грибы. Бизнес нефтепродуктов оказался чрезвычайно прибыльным, доходным и… бесконтрольным.

«Мы, видимо, слишком успокоились», — констатировал Анатолий Канов, начальник управления по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг, заслушав результаты проверок, проведенных нефтеинспекцией, центром стандартизации и комитетом по защите прав потребителей на автозаправках города. В одной трети отобранных проб нефтепродуктов выявлены нарушения по качеству, в каждом втором случае — недоливы бензина. Причем нарушения выявлены не только на морально и физически устаревших АЗС, но и на недавно открытых, современных, оснащенных компьютерной техникой.

Несмотря на то, что подобные проверки проводятся нефтеинспекцией несколько раз в год, количество некачественных нефтепродуктов не уменьшается. Комитетом по защите прав потребителей взяты на заметку отдельные заправки — рекордсмены по количеству выявляемых нарушений. Например, ИЧП Кичигиной, расположенная на перекрестке улиц Холодильной и 50 лет ВЛКСМ. По данным лабораторного анализа, октановое число бензина АИ-92 составило всего 88 единиц (это и бензином-то назвать нельзя). Кроме прочих, бумажных, нарушений здесь обнаружили большой недолив топлива и сбой в работе автоматики. На АЗС зарегистрированы даже случаи отравления ядовитыми парами псевдобензина.

Случаи, когда на АЗС под видом бензина продается гексановая фракция, уже не редкость. Фракция не является готовым продуктом, это лишь сырье для производства топлива, причем достаточно опасное — как для окружающей среды, человека (в нем повышенное содержание тетраэтилсвинца, окиси углерода и азота), так и в смысле пожарной безопасности. Гексановая фракция не сертифицируется, но на заправках продается. Обманом, под видом бензина.

Некачественный бензин производят и предприятия-поставщики. Им, как и многим другим предприятиям, в условиях рыночной экономики разрешено выпускать продукцию не согласно ГОСТу, как было принято ранее, а согласно ТУ — техническим условиям, которые разрабатывает само предприятие. По идее, требования ТУ должны быть не ниже ГОСТа, но на деле оказывается, что бензин не похож на бензин, потому что вырабатывается из газового конденсата. Такой АИ-92 или АИ-86 не выдерживают даже российские легковушки.

В приказном порядке ТУ не изменишь. Более того, по словам Юрия Леймана, начальника отделения охраны промышленных объектов УГПС, вообще нет нормативных документов, не допускающих на рынок некачественный бензин. Все, что могут сделать проверяющие, — выписать предписание, попросить так больше не делать, назначить штраф в размере трех-четырех тысяч рублей, снять с должности. Или заставить владельцев АЗС называть. все своими именами: бензин -бензином, а фракцию — фракцией. А в случае отсутствия информации для потребителей или ложной информации привлечь нарушителей к ответу.

Лишить лицензии на право заниматься такой деятельностью теоретически возможно, но практически — не получается. Владельцы АЗС оказываются проворнее и находчивее, чем неповоротливая бюрократическая машина. Пока предписание идет от одной инстанции к другой, нарушитель успевает замести следы. Так, по результатам последней проверки, у четырех тюменских АЗС удалось приостановить лицензию. Но заправки как работали, так и работают.

Каких-то особых, дополнительных механизмов воздействия на нарушителей нет ни у экологов, ни у УГПС. Жалуется на отсутствие достаточных полномочий и Лицензионная палата. «Кнутом» призвать бензиновый бизнес к порядку пока не получается, а «пряник», видимо, слишком мал. Фирма «НИККА» предлагает принять городскую программу оздоровления бензинового бизнеса. Для этого, например, упорядочить правила предоставления мест для строительства АЗС в городе и выделять их только хорошо зарекомендовавшим себя фирмам, реализующим качественный бензин.

Когда появится и появится ли такая программа, хотя бы на бумаге, — непонятно. Пока же, чтобы взять ситуацию в руки, три городских контролирующих органа -комитет по защите прав потребителей, региональная нефтеинспекция и центр стандартизации и метрологии — договорились проводить проверки АЗС как можно чаще, разработать и утвердить их график, а систематических нарушителей безжалостно лишать лицензии. Может, тогда деревья на городских улицах не будут чахнуть от вредных выхлопов, а автомобили — глохнуть от некачественного бензина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта