X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На перекличке памяти

В конце сентября с.г. тюменский театр драмы и комедии проводил в последний путь своего ветерана Якова Александровича Чувашова. Eго долгая жизнь (почти 83 года) на земле и творчество были отданы сцене без остатка. Но в особой ипостаси. Вот что писал о нем в своей книге «Театр стал моей судьбой» Виктор Ансаров: «За мою театральную жизнь много прошло у меня перед глазами … скромных работников, без которых не было бы ни спектаклей, ни успехов актерских. Как … не отдать дань мастерству театрального парикмахера … Чувашова, которого актеры называли лучшим мастером федерации, достойным любого столичного театра. Это был мастер экстракласса по созданию портретных гримов…

Я убежден, что внутреннее состояние образа требует и внешнего рисунка образа. Так вот, из-под рук Яшеньки Чувашова всегда выходили яркие внешние образы. Мягкая, приятная речь Яши с особым произношением звука «л» привлекала нас. Слово «Ирбит» … он произносил как «ирльбит», что всегда вызывало наши улыбки».

Он был неповторим в своем деле и достоин светлой памяти всех, кому помогал добиваться успеха на сцене.

…получилась горькая перекличка судеб. В минувшую среду — как это принято на театре — бились в печали аплодисменты в зале театра драмы. Проводили в последний путь и Виктора Ивановича Ансарова -одного из немногих мастеров сцены вдали от столиц, успевших рассказать свою жизнь в книге. Той самой, подготовленной к изданию в нашем «Курьере» в 1996 году.

Уникальный человек, легенда. Родился в Шадринске в феврале 1907 года. 70 лет не покидал сцену, вкусив сладкую муку театра в юношеские девятнадцать… 600 ролей! И каких- Карандышев в «Бесприданнице», самозванец в «Борисе Годунове», Тихон в «Грозе», Чапаев, Сиплый в «Оптимистической трагедии», Врангель в булгаковском «Беге», Сталин в «Детях Арбата» в 1989 году…

Знавал Ансаров разных режиссеров — от знаменитых до не менее талантливых, работавших в так называемых гортеатрах. Увидел весь Союз — от карельской Сортавалы до горноалтайского Бийска. А пальму первенства отдал вахтанговцу Eвгению Плавинскому, красиво царившему в Тюмени двадцать лет. Ансаров получил высшее классическое театральное образование в московском ГИТИСе и не посрамил alma mater.

Пересекались и наши пути. Уже в далеком 1975 году он председательствовал в тюменском жюри фестиваля народного творчества, посвященного 30-летию Победы. Тюменский госуниверситет делегировал туда театральную поэтическую студию СЭН. Дабы утопить наш на грани фола спектакль «Пламя» по дневникам и стихам молодых поэтов-фронтовиков с их болью и жестокой правдой войны, недруги прибегли к испытанному приему тех лет. Мол, спектакль «очернил народный подвиг».

Ансаров и тогдашний заведующий городским отделом культуры Владимир Волчек добились, что СЭН удостоили диплома первой степени. Чиновники его зажали, но я храню номер «Тюменской правды» с решением жюри. Актер потрясающих эмоций, проникаясь идеями СЭНа, с ходу после просмотра дал ребятам мастер-класс. Читал, показывал…

Так что и нам можно сказать — прости и прощай, светлый человек и спасибо тебе! Будем помнить…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта