Невеста — традиции или экстравагантность?
«Покрое-Покрое, покрой землю снежком, а невесту — женишком» — старинная русская поговорка.
После сбора обильного осеннего урожая легче закатить пир горой и замахнуться на дорогой свадебный наряд.
На свадьбе гости и новая семья с пристрастием разглядывали невесту. Eе платье красноречиво говорило о богатстве и социальном положении молодухи, о способностях к рукоделию и умению одеваться «к лицу». Поэтому издавна свадебному наряду и украшениям отводилась важнейшая роль в создании особой атмосферы и настроения. Разодетая, как царица, невеста после свадьбы тщательно хранила наряд, надевая по самым торжественным случаям, благо свободный крой народного костюма одинаково красиво смотрелся и на стройной девичьей, и дородной женской фигуре. Передавали наряды и по наследству.
В Eвропе, чтобы платье получилось как можно лучше и красивее, невеста старалась заполучить в «костюмерши» богатую женщину из более высоких слоев общества, чем она сама. При дворе этой чести удостаивалась королева, а городских невест одевала жена бургомистра, слуги обращались с просьбой к своим хозяйкам. Начиная с XIX века пожилые женщины, чаще жены священников и пономарей, давали платья напрокат, экономные капиталистические отношения затронули даже брачную церемонию.
Во время господства стиля ампир в моду вошли светлые, часто белые, платья. Свадебная фата была привнесена этой же модой. Миртовый венок делал невесту похожей на античную богиню в легкой пене «покрывала».
Белый цвет у нас ассоциируется с чистотой и невинностью, но есть в этом и печальная нота. Белый — цвет савана, в который наряжают дочь, «умершую» для родительского дома, чтобы она возродилась в новом качестве -жены и хозяйки в доме своего мужа. Так что в шутке: «невеста в белом, так как это самый радостный день в ее жизни, а жених — в черном…» — есть только доля шутки. Не случайно известные модельеры отваживаются выпускать на подиум невест в ало-красных платьях, возрождая символику и великолепие другого цвета, но большинство все же придерживается традиций.
Надежда Ламанова, искусствовед МУП «Тюменский дом моделей»
***
фото: Кристиан Диор, свадебная пара 2000 года