Созидатель
11 октября с.г. исполнилось 80 лет заслуженному работнику культуры РФ, бессменному директору славного 20-летия в истории тюменского театра драмы и комедии Александру Калугину.
Уникальный тандем Калугин-Плавинский, породивший в Тюмени эпический театр героико-романтического направления (1963-1983), достоин самых высоких похвал в полной истории российского театра XX века.
Боевой разведчик Северного флота, получивший к 9 мая с.г. благодарственное письмо президента Путина с извещением о присвоении ему воинского звания майора в отставке, понимал толк в своем деле. Поднял театр из руин, по-отцовски заботился об актерской братии, добился для театра высшей категории, привозил стоящих мастеров, умудрялся мирить богатыря народного артиста РФ Георгия Дьяконова-Дьяченкова с главным режиссером Анатолием Плавинским. Оба лидера ни разу не поссорились. Оба обеспечивали успех и в Тюмени, и на шумных гастролях в стране высококлассным репертуаром. Вершины мировой, русской и советской драматургии. Особенно выделялись премьеры по пьесам Островского, «Мария Стюарт» Шиллера, «Король Лир» и «Укрощение строптивой» Шекспира.
При Калугине родилась и местная драматургия. Большой дипломат вместе с Плавинским доводил до ума трагически величественное «Сказание об Анне» Зота Тоболкина так, что сам автор верил, что переделки были его. В «Одержимых» Константина Лагунова в годы эйфории от успехов созидателей нашего нефтегазового комплекса театр не побоялся заявить о нравственных перекосах в освоении «горячих кладовых».
Калугин добился открытия в Тюмени филиала Свердловского театрального училища.
И сегодня на нашей сцене блистают актеры, которых он принимал в театр — Геннадий Баширов, Сергей Кутьмин, Владимир Орел… Калугин сумел наладить равноправные отношения со всевластными в ту эпоху обкомовскими идеологами: «Они не мешали работать. Решения с Плавинским принимали сами».
Приуныл Калугин в смутное десятилетие после своего ухода, считает: «Все, что мыс Плавинским создавали десятилетиями, развалили за год. Лучшие актеры ушли, потому что людям нужны внимание и солидная работа». Но в 90-е годы он с интересом следит, как снова расправляет крылья любимое детище: «С приходом Коревицкого театр значительно вырос». Хвалит постановки Алексея Ларичева.
Калугину особенно дорог успех московских гастролей на вахтанговской сцене в 1975 году. И он рад, что история повторилась, театр хорошо показал себя на той же знаменитой сцене в июне с.г. «Курьер» желает юбиляру здоровья и доброго соучастия в жизни театра, дабы не прерывались и развивались лучшие традиции. Залогом тому — дела и судьба почетного директора.
***
фото: