Страшнее атомной бомбы
«И мы будем вести войну против тех, кто против нас. Потому что те, кто против тех, кто против нас, не справляются с ними без нас».
Виктор Цой
Для наркобизнеса, как и для любого другого бизнеса, нужны четыре звена: производитель, поставщик, продавец, покупатель. Разрушить эту цепочку можно, нащупав слабое звено.
Производитель наркотика — где-нибудь за семью морями, за десятью границами. Поставщик, или, как теперь принято говорить, дилер, — в движении, как челнок. Покупатель, самый массовый клиент отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, полезен только в отчетах. Он существенно на результаты борьбы не влияет. Пока задерживают десяток, продавец сумеет найти сотню других клиентов.
Зато если нанести удар по продавцам, ядовитая цепочка может сама разорваться. В милиции это хорошо понимают, и межрайонный отдел милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (MOM БНОН) нацелен в первую очередь на продавцов.
Но принять решение — не значит исполнить. Наркосбытчик хитер и подвижен, не скован, подобно сотрудникам милиции, нормами закона, его не тяготят транспортные проблемы.
А следствию нужны сперва официальные показания покупателей. Понятно, что сами наркоманы не спешат с этим. Кто-то из них говорит, что «приобрел наркотик на улице и наркосбытчика не знает». Другой хоть и рассказывает правду, называя конкретные имена и фамилии, но отказывается подписать документы. Только треть задержанных наркоманов соглашается помочь.
Затем несколько дней уходит, чтобы получить санкцию суда (на приостановку действия статьи 25 Конституции РФ — о неприкосновенности жилья) и санкцию прокуратуры на обыск.
И тут выясняется: пока готовились документы, сбытчик уже знает, что им интересуется милиция. Те же наркоманы, с которыми милиция безуспешно работала, сказали. Дилер начинает путать следы. То он нанимает продавца (как правило, одного из своих постоянных клиентов), а сам уходит в тень. То выходит торговать на улицу, где обе стороны — сбытчик и наркоман — легко узнают друг друга в лицо. Встретились, отошли в ближайшую подворотню, обменяли товар на деньги и разошлись.
А чаще — просто меняет адрес. Милиция должна снова искать свидетелей-покупателей, получать санкции суда и прокуратуры. Пока новые документы будут готовы, сбытчик вновь переедет. И так — до бесконечности.
Eсть еще одна проблема. «Среди сбытчиков, — рассказывает начальник межрайонного отдела Лев Гордеев, — немало цыган. Торгуют наркотиками женщины. Чаще -беременные, матери с малолетними детьми, либо больные. Вскоре после того, как их удается задержать, они вновь оказываются на свободе — с подпиской о невыезде. А если удается довести дело до суда, то с условным сроком наказания. Получается, что работаем с нулевым результатом».
Быстро можно проверить лишь анонимную информацию, которая поступает по телефону 291 -868 в дежурную часть отдела. Звонят обеспокоенные опасным соседством граждане.
Какие-то адреса уже знакомы милиции, о каких-то в отделе еще не знают. В любом случае дежурная группа выезжает по указанному адресу. Случается, что там живет хулиган. И соседи, дабы его утихомирить, звонят во все отделы милиции, в том числе и по борьбе с наркобизнесом.
Чаще всего информация действительно касается наркотиков. Но те же соседи отказываются давать показания. Боятся последствий. Поскольку системы защиты свидетелей нет. «За отказ мы их не осуждаем, — говорит Лев Гордеев. — Спасибо за то, что хоть сообщили о точке сбыта».
Eстественно желание — присоединиться к милиционерам и дружно пенять на закон за его несовершенство, за то, что он фактически работает не на общество, а на наркомафию. Но только ли в законе дело?
Один из нас несколько лет назад во время правового семинара в Штатах знакомился с работой отдела по борьбе с наркотиками балтиморской полиции. Видел, что полицейские не стонут по причине слабости закона, а применяют его на деле. Вместе с ними ехал к окружному судье, чтобы получить разрешение на прослушивание телефонов, на сбор вещественных доказательств по делу (между прочим, полицейские несколько дней изучали даже содержимое мусорного ящика подозреваемых)… Только собрав неопровержимые улики, а не зыбкие заявления потребителей наркотиков, полиция отправилась братье поличным наркокурьера…
Понятно: американцы более полувека борются с наркомафией. Мы — неполный десяток лет. Нет опыта. Нет навыков. Нет надежной опоры в виде закона. А бороться все равно придется. И учиться грамотной борьбе придется. Иначе человечеству просто не выжить. Эта штука — страшнее атомной бомбы.
***
фото: Балтиморский полицейский задержал наркокурьершу