Довольны ли мы собой?
Когда-то, работая на радио, я много ездил, летал и плавал по Тюменской области. И всякий раз, заканчивая очередное интервью с буровым мастером Сидорейко или командиром самолета Ан-2 Пал Палычем Севериным, с водителем Юрой Смольниковым или геофизиком Владимиром Цыбенко (между прочим, это он открыл Уренгойское газовое месторождение, гигант гигантов), я спрашивал: «Довольны ли вы собой?».
Признаюсь теперь, двадцать лет спустя, что эту, так понравившуюся мне фразу, придумал не я. Eю заканчивается одна из прекраснейших книго Севере- «Территория» Олега Куваева. В те годы мы, журналисты, работавшие в северных командировках, зачитывались Куваевым — «Весенней охотой на гусей», «Попыткой к бегству», «Территорией».
Довольны ли вы собой?
Согласитесь, классный вопрос! И ответы были, похвастаюсь, ему под стать. Потому что наши герои были из тех, кто оставил на планете след, который даже из космоса видно. Например, дорогу Сургут-Уренгой. Или созвездие факелов попутного газа на Самотлоре.
Но приходит пора, меняются вкусы и у журналистов. Новые мальчики и девочки, направляющие на меня микрофоны, уже не читают Куваева и не спрашивают, доволен ли я собой?
Впрочем, мне для размышлений не нужен ни чужой микрофон, ни заданный чужим, пусть и юным голосом привычный вопрос. Но — доволен ли я собой?
Доволен ли я собой сейчас, когда построенная семь лет назад газета благополучно перевалила на восьмой год? Когда она, не сумев заработать больших денег, сумела все же заработать и сохранить свою репутацию? Когда у нее есть враги, но есть и друзья?
Да, во вторник, 3 октября, звучало на нашем дне рождения много добрых слов. В том числе и о порядочности, о качестве нашей работы, о нашем добром имени. Пусть что-то надо отнести на счет праздничной атмосферы, когда «положено» говорить только хорошее.
Но я ведь знаю и тех, кто выходил на сцену, и тех, с кем мы разговаривали в фойе. Конечно, мои собственные суждения о газете куда строже, чем у нашего читателя. Eстественно, профессиональный подход и должен быть жестким.
Но все-таки, доволен ли я собой? Собой, разумеется, редактором. (Eсли говорить о себе как о человеке, то, чтобы изложить список претензий Гольдберга Р.С. к Гольдбергу Р.С, этой колонки будет недостаточно).
К редакторским качествам я мог бы предъявить солидный счет. Ибо знаю редакторов более сильных, более организованных, с более сильной волей, более гибких, более контактных с теми, от кого зависит благосостояние редакции.
Но с другой стороны — мы, например, никогда «не сдавали» наших сотрудников. Мы зарывались, но не вляпывались в грязные истории. Мы не отстаивали дела и идеи, которых можно потом стыдиться.
Я читаю многие газеты. И нередко думаю: готов ли тот или иной автор или редактор в будущем перечитывать себя, не стыдясь и не краснея? Может быть, я кого-то идеализирую. Но мне все же хочется верить, что через несколько лет известный мне молодой человек посмотрит на себя со стороны и ужаснется: в какой грязи он вымарал свое некогда доброе имя?
Идеалист? Может быть. Но мне бы хотелось думать, что даже самый гадкий человек — не потерян для общества, не потерян для себя, если, пусть не сейчас, а когда-то, он способен обернуться и ужаснуться себе…
И еще на ту же тему. Недавно в Тюмени гостил лютеранский пастор из Финляндии. Мы целый вечер говорили на богословские темы. Он, знаток и дохристианских первоисточников, говорил о темном будущем и о времени, когда могут прийти те, кого он назвал «охотники». Говорил, что надо страшиться этого времени.
А я ответил: «охотники» могут приходить. Главное, чтоб человек был уверен, что он не согласится на роль дичи. Я, например, не хочу больше быть дичью. И не хочу, чтоб дичью стали мои граждане. Независимо от того, как будут называться пришедшие «охотники», человек не должен быть дичью…
Доволен ли я собой? Довольны ли вы собой?