Что нового у Александра Новика
Первая в творческой биографии одного из самых интересных и известных тюменских художников персональная выставка была обречена на успех.
Вот уже свыше 15 лет Александр Сергеевич Новик (родился в Тюмени в 1949 г.) прочно и по заслугам лидирует в той художественной среде, которую наши мэтры искусствоведческих студий Eлена Козлова, Наталья Сезева, Геннадий Вершинин, Сергей Перепелкин обозначили как «новую волну», «новое искусство» региона.
Поскольку ваш обозреватель тоже любит расписать табель о рангах местных искусств, предложив им отличительные регалии (признаки идентификации), можно назвать творческое направление Новика and Company тюменским постмодерном. Не путать с модным и очень размытым в понимании постмодернизмом.
Русский модерн начала XX в. -новое оформление родных исторических стилей в союзе с авангардными тогда исканиями корифеев — Васнецова и Репина, Серова и Врубеля… Новик получил диплом художественно-оформительского отделения Тюменского училища искусств в 1978 г. Собственно учеба для него была огранкой сложившихся устремлений в искусстве, ускоренными часами ученичества — отвержением индивидуального стиля.
Но чтобы явить себя значимой величиной в плотном строю искушенных мэтров, пришлось «побатрачить» в мастерских художественного фонда, заниматься монументальными росписями, прикладной графикой. Новик не спешил широко показывать свою станковую живопись, литографию. Но интерес профессионалов нарастал, в 1984 г. Новика принимают в Союз художников России. К этому времени его работы завоевали признание на всесоюзных, республиканских, зональных и областных выставках. Новик делает первый заход на пост председателя тюменского отделения СХ СССР. Он ловко маневрирует между опекунами парадного советского искусства, заверяет чиновников, что авангардные молодежные объединения вполне управляемы. И добавлял про себя — Геннадием Вершининым, Михаилом Гарду-беем. Уж они-то сделают из «Винегрета-86» и «Гуся» приличное блюдо «новой волны» в самом современном стиле. В духе творческой свободы.
Ныне на слуху имена Сергея Перепелкина, Александра Чемакина, Николая Пискулина, Ольги Трофимовой… велик и чуден их ряд реформаторов. А что Новик? Он на верхотуре в мастерской, парит над городом, шлет свои мысле-символы, духовные стрелы-образы, пробуждая в нас таинство диалога с гармонией. Зовет живых. Скоро пятый год как Новик взялся за старое. Неблагодарное это дело — быть председателем местного союза, да еще в смутные времена. Шастать по судам по иску завистливых сочленов, разводить дипломатию с властями. Вот и отстоял коллегам мастерские, добился законных послаблений. Выступая на вернисаже своей первой выставки в прошлый вторник, благодарил больших начальников. Дом художника на Холодильной не порушен. Сочлены отблагодарили сплетнями про отчетную цифирь. Новик улыбнулся и разрядился в мастерской. Написал «Раздумье» (2000). В черно-коричневой мути алчущих сытых непотребств вспыхивают звезды-посланники. Закинута сеть очищения, и черные злюки беспомощно трепещут в ней, разбираются друг с другом.
Власть довольна, пообещала на вернисаже закупить полотна мастера для общедоступного музея. Переполненные три зала рукоплескали и восхищались. Eсть чему — и полотнам, и графике, и оргмастерству. Ведь местный союз художников на фоне остальных творческих объединений живет насыщенно и плодотворно. Eвропа и Америка покупают картины, под выстрелы пробок рейнвейнского шампанского открываются выставки в Германии, Франции, других странах.
Второй союз — театральных деятелей — под эгидой Владимира Орла тоже не лыком шит. Оживился в последнее время. Вот с Домом актера — непременным очагом вдохновения — проблема не решается. Может, Александр Сергеевич согласится на аренду? Зал и пиршественная приемная есть. Библиотека — тоже. Без хорошей сценографии сцены нет. Обидеть актера может всякий, но не художник. Может, побратаемся?
В кулуарах вернисажа мне удалось побеседовать о Новике со знающими людьми. Вот изложение их тезисов. Вершинин, удачливый лидер тюменских дизайнеров: отменил мой постмодерн и обозначил творческий мир художника как постэкспрессионизм. Увидел динамику линии живой мысли в цветоносной силе красок. Один из тех, кто соединил разные стили мирового и отечественного искусства. Интроверт, уводит зрителя вглубь своих размышлений.
На мой вопрос: почему в Тюмени такое разнообразное и вполне сопоставимое с довольно высоким современным уровнем изоискусство — мэтр лишь улыбнулся. Наши мастера много занимаются мировым и отечественным опытом коллег. Им интересно преломить его в изображении исторического и текущего токов жизни Тюмени.
Главный художник кукольного театра Сергей Перепелкин: Новик очень артистичен. Eго вещи -разыгрываемые на наших глазах оригинальные сцены. Он может идти от литературных берегов к картине, графической ясности, обнажая скрытый лик мимолетных впечатлений.
Ученый секретарь музея изо-искусств Наталья Сезева: можно сказать, что у Новика как бы не было ученичества. Любимые Пикассо, Матисс, Клее, Врубель и другие рассказали ему о себе такое, что не дает тюменцу испытать плен подражателя. У Новика свой оригинальный стиль. Он идет от диалога с самыми вершинами поэтических миров XX в. Уловив живописное строение большой метафоры Осипа Мандельштама, Новик превращает стихи в живописные и графические образы. Я согласен. Даже эротический сериал 90-х гг. увлекает не только сладостным диалогом тел и чувственным языком. Это особая поэзия очеловеченного мироздания.
Около 300 работ Новика, выставленных в музее изоискусств под патронажем обкома по культуре, похожи (Сезева плюс Рогачев) на живописную симфонию, рождение музыки из духа художества. Тут на ум приходит кудесник Чюрленис. Собранные вместе «Старый дом» (1977), «Зима» (1990), «Вечер» (1996), «Музыка» (1996) и другие картины погружают нас в очистительную энергетику тюменского генератора доброго света мира. В свое время Маяковский называл себя заводом, вырабатывающим счастье для людей. Новикуспеш-но продолжает это славное дело.
***
фото: Александр Новик. «Композиция»