Хранящие тайну
В музее изобразительных искусств открылась первая персональная выставка тюменского живописца и графика Александра Новика — председателя тюменского областного отделения Союза художников.
Картины, как люди, капризны. Одни не терпят соседства других, другие не переносят третьих. Говорят, что это житейское правило не сработало, когда искусствоведы музея формировали эту экспозицию. От перестановки мест картины, конечно, по-разному звучали — то резче, то глуше, но, что странно, не «забивали» автора, не искажали его первоначальной мысли. Просто по-разному «разговаривали» друг с другом. Искусствоведам надо было только помочь найти им общий, гармоничный язык.
В трех залах музея выставлены плоды почти 20-летнего творчества художника, точнее — лишь небольшая часть того, что написано им за это время. По словам Михаила Гардубея, если закрыть эту выставку, то из не вошедшего в нее можно открыть еще несколько полноценных.
Ретроспективная коллекция разных времен жизни и творчества автора кажется на удивление цельной и непротиворечивой. Хотя в 1977 году Александр Новик был только студентом училища искусств, а сейчас считается мэтром. Искусствоведы объясняют цельность коллекции тем, что художник очень быстро проскочил период ученичества, сумел всего за несколько первых лет свободного творчества найти свой стиль, свою манеру письма.
Мыслитель, философ и изобретатель — так величают Александра Новика его коллеги-художники. В его работах есть что-то от великого сумасброда Дали, от экспрессивного Пикассо, от тревожного Гойя, от откровенного Гогена, от ранимого и глубокого Врубеля. Eго вдохновляет поэзия Мандельштама. Ассоциативный, фантазийный характер его картин уносит куда-то в даль человеческих глаз, человеческих мыслей, чувств, отношений, в глубь непознанной еще истории.
***
фото: Александр Новик. «Старый инок»