Один за веек, и все — на одного
Принцип «Один за всех, и все за одного» стал основой педагогического эксперимента 30-40 годов.
Метод «бригадных знаний» продержался более десяти лет.
Классы делились на бригады, чаще всего по числу сидящих за партами одного ряда. Иногда единицей отсчета служило пионерское звено. Тогда же появилось понятие «школьного буксира» , то есть помощи отличников и ударников троечникам и неуспевающим. В принципе, явление похвальное, если бы не одно «но».
Оценка за ответ одного ученика выставлялась всем товарищам по бригаде. Eсли «отлично», то —
всем. Eсли же ответ заслуживал «двойки», то её получали и те ребята, которые выучили уроки. Претензии учителями не принимались: «Что вы за бригада, если не смогли помочь своему товарищу?»
Часто уравниловка в оценках приводила к нежелательным явлениям. После уроков виновников общей «двойки», а тем более «кола», ребята учили при помощи кулаков. Кстати, подобная профилактика оказывалась более действенной, нежели оставление штрафников после уроков. Из-за резкого увеличения правонарушений в школах от бригадной оценки знаний отказались. В конце концов она уступила свое место индивидуальным отметкам.