X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Музыкант на королевской службе

21 октября концертом Гарри Гродберга в Тюменской государственной филармонии открылся органный зал. Перед выступлением маэстро дал пресс-конференцию для тюменских журналистов.

Гарри Гродберг — музыкант-органист с мировым именем, четыре десятка лет выступающий на сцене, — в новом органном зале Тюменской государственной филармонии почувствовал себя, по его словам, первооткрывателем.

— Как вы относитесь к тому, что тюменский орган переместился из католического костела в концертный зал?

— Я очень рад, что орган установили в концертном зале филармонии. Знаю, что до этого он находился в католическом костеле Святого Иосифа, и костел, служивший концертным залом, был закрыт для верующих. А лет 15 назад предлагали установить орган в католическом соборе в Тобольске (это здание до сих пор находится на реставрации) или в Софийском соборе Тобольского кремля. Но Софийский собор — это прежде всего памятник русской церковной архитектуры, поэтому здесь важно сохранить в неприкосновенности внешнюю и внутреннюю отделку храма, каждую деталь интерьера и церковной утвари. Кроме того, для проведения православных обрядов не характерно органное музыкальное сопровождение, и было бы кощунством что-то навязывать, разрушать — даже ради хорошей акустики, хорошего звучания инструмента.

Здесь я ощущаю себя первооткрывателем. Ведь я должен дать жизнь новому органному залу, должен показать и музыкантам, и зрителям, на что способен инструмент. Первое впечатление всегда самое сильное — и в музыке, и в жизни. Поэтому от моей подачи зависит, пойдут ли люди слушать этот инструмент, поверят ли в его возможности. Eсли сыграю плохо, скажут: значит, инструмент плохой, ведь репутация-то у Гарри Гродберга высокая.

— Можно ли отнести орган к разряду стареющих или устаревших музыкальных инструментов?

— Орган — это король инструментов. И что бы ни говорили о кризисе музыкальных жанров, о чрезмерном влиянии на культуру эстрадной и авангардистской музыки, я смотрю на будущее органа оптимистично. Органная музыка завоевывает в мире все более прочные позиции. Один за другим открываются фестивали органной музыки, появляются новые имена исполнителей-органистов и композиторов, пишущих музыку для органа. В общем, короля по-прежнему играют и списывать его со счетов нельзя.

— Вы исполняете только классические произведения или есть кто-то из молодых композиторов-органистов, которые вам близки по духу?

— Культура человечества не стоит на месте. Традиции классиков обогащаются современностью, и музыка, как и все в мире, развивается. Хотя, возможно, законы ее развития не всегда предсказуемы и понятны.

Среди композиторов органной музыки «послебаховского» поколения мне всегда нравились «романтики». Замечательную по своей мелодичности музыку писали французы Оливье Мессиан и Феликс Мендельсон-Вартольди. Великолепны симфонии Александра Гюльманау. А положение с российскими органистами можно назвать просто катастрофическим. Молодежь не считает эту музыкальную специальность престижной.

— Органная музыка больше распространена в Eвропе, более в христианских, чем в мусульманских Странах, можно ли в этой связи отнести орган к разряду духовных, а не светских музыкальных инструментов?

— Музыкальные инструменты не бывают светскими или духовными. Они — музыкальные. А истинная музыка всегда вне времени. Она призвана человечеством, чтобы выразить величие духа, мироздания и творений всевышнего. Во всех религиях, у всех народов музыка — отражение духовного мира. Она вне времени. Вне времени и религий и произведения, написанные для органа. Да, они пронизаны высокими христианскими истинами, но эти истины — всеобщие, они созвучны человеческой сущности, человеческой культуре.

***
фото: ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта