Медиация как профессия и трудовые споры
Медиатор — это скорее редко, чем часто упоминаемая профессия. У специалиста по разрешению спора много других имен: примиритель, коуч, консилиатор… Eго знания и умения позволяют найти взаимный интерес у спорящих и сопроводить их конфликт до разрешения.
Не часто можно услышать о «счастливом» примирении, так как это серьезная работа. Взять, например, трудовую сферу. Чтобы устроиться на работу, не обязательно иметь юридическое образование, но, с другой стороны, человек должен знать, какую работу ему поручают, какая зарплата гарантирована, какие существуют правила применения его труда в конкретном коллективе. А граждане подчас подмахивают договоры, не глядя в содержание.
Возможно ли договориться в трудовом споре? Допустимо, если есть обоюдная польза. Для работника польза — это решенный вопрос, для работодателя — сохранение репутации и отсутствие штрафных санкций со стороны государства. Eсли в перспективе и предвидится увольнение, то по более мягкому основанию, ведь фраза: «Уволитесь сами или мы вас уволим по статье?» не имеет ничего общего с договоренностями. Каковы причины трудового спора (или конфликта) и можно ли их распознать? Можно, если выстраиваются деловые отношения, если работодатель заинтересован в применении труда этого специалиста и если сам специалист понимает ожидания работодателя. Все это должно быть сформировано задолго до начала трудовых отношений, чтобы впоследствии -будущий работник понимал свои обязанности.
Медиатор по трудовому спору не берет на себя обязательств по примирению сторон (хотя его часто так и спрашивают: «А вы можете нам гарантировать, что мы договоримся?»), но он может и стремится довести диалог сторон до соглашения.
В трудовых спорах, как показывает мой собственный опыт, никогда нельзя предугадать итог. Бывают ситуации, неочевидные обычному юристу. Например, сотрудник хотел себе отдельный кабинет, но ни в одном документе, ни в одной беседе с юристом об этом нет ни слова. А медиатору он об этом сказал, и «картинка» спора стала понятна.
В ситуации, когда конфликт инициирует работник, работодателю приходится быть предельно гибким, и в этом ему поможет медиатор. При условии строжайшей конфиденциальности (а это основной принцип медиации) работодатель может доверить медиатору информацию, не опасаясь, что она может стать основанием для преследования со стороны контролирующих органов.
Договоренности — процесс обоюдный, а в трудовых спорах -тем более. Ведь, работая, человек обеспечивает свои нужды и нужды своей семьи, и если на работе проблемы, то это может повлиять на качество жизни человека. Медиатор в этом случае помогает раскрыть конфликт и даже извлечь из него пользу. Возможно, что-то уже пора менять в трудовых отношениях, а это можно увидеть только в момент обострения.
*Юлия Холодионова, медиатор, специалист по трудовым спорам
***
фото: Юлия Холодионова.