Символ надежды или легальный офшор
Тюменский технопарк занял третье место в рейтинге региональных операторов фонда «Сколково».
За полтора месяца резидентами фонда стали еще два предприятия технопарка. Компания «Слайдер презентации» создала платформу, которая позволяет задать параметры стиля и получить на выходе готовую презентацию из «сырых» данных. Эту программу оценили, и 18 мая в технопарке компанию поздравили со статусом участника. 27 июня этот же статус получил инженерный центр «ПФЗ». Компания занимается созданием прибора ИДИМ 772, который позволяет в режиме реального времени с высокой точностью наблюдать за спуско-подъемными операциями при ремонте скважин.
Впрочем, говорят, что стать участником инновационного центра в последнее время не очень сложно… Иван Скориков, партнер компании «DV Consulting», рассказал, что до конца 2030 года поставлена задача увеличить число резидентов в 2,5 раза: сейчас их около 3000, а должно стать 7500. Такой повышенный запрос увеличивает шансы стартапов стать резидентами, особенно если поддержку в этом оказывают профессионалы, например, региональный оператор.
Новый статус дает изобретателям ряд преимуществ: нулевой налог на прибыль и имущество, сниженную ставку страховых взносов в ПФР и другие налоговые льготы. Эти послабления даже называют «легальным офшором». Инновационный центр обещает грантовую помощь наиболее перспективным проектам. Их партнерами выступают многие государственные предприятия, а именно этот сектор экономики нашей страны наиболее насыщен финансовыми возможностями, которые можно вкладывать в покупку инновационных продуктов. Таким образом, у резидента появляется возможность взаимодействовать с потенциальными инвесторами. К тому же сейчас, чтобы стать резидентом, даже не нужно уезжать из дома — все льготы сохраняются вне зависимости от того, где на просторах нашей необъятной родины находится резидент. К тому же быть в «Сколково» в некотором смысле почетно.
В числе первых инвесторов центра были такие корпорации, как Samsung, Siemens, Microsoft — многие искренне надеялись, что этот проект станет российской Кремниевой долиной. Впрочем, многое изменилось с тех пор. Но тесное сотрудничество «Сколково» с мировой наукой продолжалось. По крайней мере, до последнего времени.
Академик РАН Александр Кулешов, ректор «Сколтеха», рассказал газете «Коммерсант» о разрыве отношений с Массачусетским технологическим институтом — одним из учредителей университета науки и технологий. «Благодаря десятилетнему сотрудничеству с MIT «Сколтех» стал открытым миру техническим университетом современного международного уровня. Мы не рады такому прекращению отношений с MIT, но на сегодняшнем этапе это не окажет значительного воздействия на образовательную и исследовательскую деятельность. На момент разрыва у нас было девять совместных научно-исследовательских проектов, и теперь мы их завершим самостоятельно», -рассказал ученый.
Гораздо хуже дело обстоит с оборудованием. Дело в том, что заменить бытовую технику, в том числе компьютеры и телефоны, будет возможно и через третьи страны, и через так называемый параллельный импорт, хотя и обойдется такое оборудование дороже. Но вот купить таким способом необходимые технологии для современной лаборатории просто невозможно. У такого оборудования есть идентификационный номер, каждая деталь на счету и производится под определенную технику.
«Это колоссальная проблема. И она не только нас касается. Вот кластер Кристофари, входит в топ-50 самых мощных суперкомпьютеров мира, принадлежит «Сберу». Великолепное сооружение. Но как его сейчас поддерживать — я не понимаю», — говорит Кулешов.
Eще один большой удар — уход иностранных исследователей. Но люди науки — особые. Eсть ученые, которые много лет посвятили труду в инновационном центре, у них в России крупные лаборатории и проекты. Просто сорваться и бросить свое детище они не могут. Остаются. Надеются.
Eсть и такая история: «Сколково» довольно тесно сотрудничает с университетом Ульма (Германия), города, где родился Эйнштейн. Недавно к ним поступило грозное письмо из министерства образования федеральной земли, и ректор потребовал от профессоров прекратить сотрудничество с российскими учеными. На это профессора ответили, что сотрудничество на уровне университетов — это, конечно, дело администрации, а вот сотрудничество на уровне ученых — это уже их, ученых, дело.
Что же, «Сколково» с надеждой открывался 12 лет назад и с надеждой продолжает существовать сейчас. С надеждой на лучшее вступают в него и новые резиденты.
***
фото: