Кто построит нам лучшую жизнь
Поймала себя на мысли, что, пожалуй, если попробовать выделить «опорные» слова, связывающее все звенья нашего разговора с директором мостоотряда-36 Николаем Руссу, то это будут «взаимовыручка», «взаимопонимание» и «дружба».
По словам Руссу, мостовики — особая категория людей: в любом городе стоит сказать, что ты из мостоотряда такого-то, всегда окажут помощь: будут ночлег, еда, связь. Вся жизнь — на колесах: строят на Ямале и в Сургуте, на юге области и в Тюмени. Во всех городах — знакомые и друзья.
Профессиональная дружба сохранилась еще со времен студенчества. Руссу в 1981 году закончил факультет мостов и тоннелей Сибирского автомобильно-дорожного института в Омске. Пять лет был старостой группы (между прочим, в армии — командиром взвода. Видимо, лидерами все-таки рождаются), и многие нынешние начальники-дорожники — его однокурсники. Крепкая дружба связывает Николая Александровича с директорами-дорожниками Владимиром Хоробровым, Александром Пейсом, Олегом Шкабара, Анатолием Зимневым: вместе отмечают юбилеи, праздники, ездят на природу. А за профессиональную закалку директор мостоотряда благодарен мэтрам мостостроения Валентину Солохину и Гоигорию Коваленко.
Ниточка «семейственности» тянется также со студенческих времен: в институте познакомился с будущей женой (сейчас она тоже работает в строительной организации). В год московской олимпиады поженились, а на лютом севере, где пришлось по распределению работать до марта 1989 года, родились сын и дочь. Сейчас сыну 16, дочери 13.
Сын собирается поступать в университет на экономический (строителем быть не хочет — вздыхает директор мостоотряда). Николай Александрович убежден, что в семье главное — взаимопонимание, домостроевские традиции в плане «отец-хозяин» ущербны.
Как бы я ни пыталась задавать «отводящие» от работы вопросы, неизбежно мы возвращались к производственным проблемам.
— Вы, наверное, трудоголик?
— Возможно. Просто работа — это жизнь. Взять хотя бы обычный график Руссу: полный рабочий день в будни (а то и больше), вся суббота и воскресенье до обеда. Когда съездил летом в отпуск на две недели, то не успел даже понять, что это такое, на второй день после приезда домой — снова работа.
— А не хочется все бросить, уехать в Гималаи?
— Нет. Очень добрый, хороший коллектив в Тюмени. Устаю не от работы, а от неплатежей, объяснений с налоговой.
Вспоминает о хобби (природа, дача, немного — лыжи, немного -.волейбол, занимался художественной фотографией — сейчас нет времени, но при возможности…), и незаметно снова: «А вот молодежи у нас в коллективе много, необходим большой спортзал. Сейчас решаем эту проблему».
Шеф не устает хвалить свой коллектив. О мобильности и профессионализме отряда говорят факты. В Сургуте был конкурс, кому строить путепровод (такой же мост, как на Мельникайте): немцам, югославам или нашим. Наши выиграли тендер (подрядные торги). В результате выиграла страна: налоги остаются в регионе. И если администрации городов будут поддерживать, то мостовики смогут взяться за любой объект, не только за строительство моста: именно они реставрировали физфак университета, 23-ю школу. Между прочим, мостоотряд-36 — самый-самый (с ним равняются только нижневартовский 95-й и сургутский 29-й). Eще один показательный факт — сильная производственная база: «Весь железобетон и половину металлических конструкций делаем сами».
Сейчас в мостоотряде практически нет текучки, кадры старой закалки, проверенные (всего в подчинении Руссу 520 человек): «Пьянство и работа у нас несовместимы. Опасно — высота. Почти всех провинившихся сразу увольняем. Коллектив силен тем, что работают специалисты, уже не один год. Приветствуются фамильные династии. Это надежно».
— А какие вопросы больше всего волнуют: политика, экономика, религия, культура?
— На культурные мероприятия редко удается попасть. Могу себе позволить сходить раз в месяц, а то и в полгода, на концерт Леонтьева, Ротару. Это наша молодость. Религия, философия — конечно. Любой человек думает о том, почему мы есть, куда уходим. В церковь не хожу. Когда отец умер — да. В свое время был рьяным комсомольцем, привык мыслить другими категориями. Мне интересно, почему кошки и собаки чувствуют заранее, что случится землетрясение, почему первобытные люди нарисовали космический аппарат, как нашли чистое железо. То есть скорее исследовательский, поисковый интерес: вот бы объяснить необъясненное. Скорее верю в судьбу, но не фаталист и не суеверный: пятак под пятку никогда не клал, даже будучи студентом.
Конечно, больше всего волнует судьба страны. Никакие смены правительства, иностранные кредиты и печатание денег нам не помогут, если мы не поднимем наше производство. В регионе, в Тюмени тот же выход из ситуации — промышленность. Начнут работать крупные заводы, пойдут от них в казну налоги — все наладится. Вот я был на совещании глав районов, там верно отметили: кризис даже помог пищевикам. Освободил страну от импорта, наши производители могут теперь предлагать свою продукцию. С промышленностью, конечно, тяжелее. Здесь замкнутый круг. Нужны кредиты предприятиям от городских властей для того, чтобы начать разворачиваться, — у властей нет денег. Наши заводы, к сожалению, от Запада отстали прилично: в оборудовании, в технике. Нужно все обновлять, а у нас пока есть только налоги, векселя…
Но самому мостоотряду-36 уже есть чем гордиться: в прошлом году им произведено продукции на 21 миллион, здесь, в регионе. И деньги эти — наши, /никуда не утекли (раньше аналогичную продукцию покупали в Омске, Кургане).
Так что, по большому счету, директор мостоотряда не только радеет за улучшение нашей жизни, но и сам со своим коллективом строит лучшую жизнь. И в нынешней ситуации эти слова уже не дешевый пафос, а один из немногих лучиков надежды.
Поздравляем мостоотряд и Николая Александровича Руссу со сдачей объекта!
***
фото: