X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Три встречи, или Свет и вотьме греет

После летнего затишья городская культурная жизнь неудержима. Весь спектр — от трагического до смешного.

Встреча первая. Строгая публика, сияющий виновник торжества на своем вернисаже на фоне доброжелательных речей. И в тот миг, когда умница-искусствовед вознесла его набитую руку до высот Сезанна, в публике раздался громкий «хихикс». Все посмотрели. Милое создание покраснело, сдерживая смех. Из рук выпала книжка. Поправил безупречную бабочку наш мэтр веселого цеха Николай Рачков. «Спокойно, все под контролем», — прошептал он мне, когда я поднял коварную бомбочку-книжку, нарушившую протокол вернисажа. Она была очень хорошенькой. Украсила имидж общественно-политического движения «Западная Сибирь», обеспечившего расходы, По сравнению с мерным альбомом Рачкова («Моя карикатура», 1996) книжка «Карикат-Ура!» одета в стильный сюжетный костюм с великолепными компьютерными деталями (в доску свой для автора дизайн коллеги Алексея Кунгурова). Дизайн Алеша придумал на гауптвахте ТВВИКУ, где проходил срочную службу. А еще говорят, что казарма подавляет творческую свободу.

Превзошел себя и автор, пустивший свой веселый поезд из вагонов-картинок по колее не менее смешных афоризмов с тонкими и убойными смыслами. Альбом обрел интригу и вобрал в себя самые парадоксальные стороны текущей суматошной жизни. Философствующий громила, раздев припозднившегося горожанина, напутствует жертву ободряющей репликой: «Ну вот, мужик, ты и перешел на летнее время». Демонстрация крутых структур несет плакат: «Требуем от правительства своевременных выплат в общак!» А тащат в прокуратуру одного Явлинского… Читайте и смейтесь, становитесь в ряды СТО — союза тюменских оптимистов-карикатуристов — внебрачного и горячо любимого дитя Николая Рачкова.

Встреча вторая.

В учебном театре Тюменского института искусств и культуры -премьера. В новой литературной редакции художественного руководителя театра и постановщика Татьяны Тетеревковой показывают спектакль по нашумевшей на переходе от 80-х к 90-м гг. драме Нины Павловой «Вагончик». Режиссеру хорошо помогают сценография, свет и музыкальное оформление (современные ритмы — поп- и арт-рок) Вероники Косых и Олеси Левановой.

Спектакль летит как метеор, обнажая до предела самые острые молодежные проблемы. Мир отвернулся от героинь на пепелище старой идеологии. Взрослые выживают, делают деньги и якобы ищут новую национальную идею. Только основной инстинкт мешает и отсутствие оборотных средств. А молодняк засел в своем тусующемся вагончике, гоняет его по кругу бездуховности, предаваясь кайфу от ритмов, все-разрушающей иронии и жестокой охоты друг на друга. Он живет по законам стаи, где побеждает самый циничный, самый хищный.

Но свет и душа, вера и мечта о настоящей любви еще в глубине юных сердец. Только признаться в этом среди своих нельзя. Затопчут. Мимо промчался на мотоцикле красивый парень и бросил в вагончик букет цветов. И Вера Арбузова сражена, она уже не в силах скрыть свой, добрый огонь. Остается последнее — обвинить подруг. «Всем расскажу, что вы размечтались о любви!» Жестокая драка, нет, расправа. Веру бьют, вымещая свою злобу на жизнь, на грязь, на самих себя.

Спектакль решен в жанре публицистической драмы. Черные островки сидений из вагончика -зыбкая опора девчонок в болоте мерзкого бытия. Но это и жесткие сиденья в зале суда. Их спрашивают о прочитанных книгах, про учебу, про любимые занятия, про веру в Бога. Они беззащитны, и только наглость их — их щит от ненавистного взрослого мира. Но в стоп-кадре чистого луча Инга вспоминает о своих балетных танцах, о ласковой власти мелодии. Галина мечтает уйти воспитателем в детский дом, делает свои игрушки, чтобы малыши не попали в стаю. А детей у нее не будет. Никогда… Зинаида достает нательный крестик и молит Бога и бабушку простить ее. А Вера ждет его, неповторимого.

В финале черный вихрь наказания уносит героинь за колючую проволоку. Они пережили очищение, они, конечно же, преступили закон. Но никто не погиб, да и урон невелик. Только девчонки не стали лицемерить и каяться, говорить правильные слова, Жестокий мир бросает их на самое дно. Они рвут его черные цепи, запутываются в них, и всех поглощает зловещая тьма. Они виноваты и нет, ибо стали думать и верить. Но их не простили…

В острохарактерных ролях органично живут и действуют студенты-актеры Светлана Десятова, Юлия Никульшина, Наталья Смирных, Ирина Черезова. Преодолен соблазн голой дидактики, нравоучительного прессинга молодого зрителя. На сцене -трудный и важный диалог со сверстниками о самом главном -о выборе пути. Эмоционально волнующее доверие и надежда на понимание сложных отношений отцов и детей. Отторжение от зла.

Последняя встреча. 29 октября, молодежный театр «Ангажемент». День памяти замечательного человека — педагога и актера, директора фирмы, бескорыстно вложившего псе накопления в свой проект — создание в Тюмени настоящего театра для юношества. Первый директор «Ангажемента» Виктор Сергеевич Загоруйко ушел от нас ровно год назад. Тяжелая болезнь сразила его в расцвете сил. Но он еще успел вложить последние силы в свой театр, дать ему то ускорение в наши тяжелые дни, что «Ангажемент» и сейчас на ногах всем бедам назло

Сергеич был и остался душой своего театра. Он словно растворился в его актерах и сотрудниках, помогает им в творчестве, в преодолении таких напастей, когда другие бы давно отступили. Друзья и соратники реитили: пока мы есть, его память — святое. Каждый год в этот день будет благотворительный спектакль. «Старая, старая сказка» по «Огниву» Ханса Андерсена в обновленной сценической редакции заслуженного артиста Грузии Владимира Обрезкова. В чудных декорациях Александра Шкуренко, в костюмах Максима Обрезкова и в сопровождении оригинальной музыкальной композиции Владимира Галата.

Сергеич побывал на этой премьере за три дня до кончины. Сфотографировался — попрощался… За поминальным столом Владимир Обрезков сказал, что тогда успели переоборудовать сцену и под новые доски спрятали монету на счастье. Это «камень» Сергеича, который охраняет удачу. И в этот вечер блистали актеры. Неповторимый и лукавый Леонид Окунев привораживал своей Ведьмой. Верный товарищ, романтично-практичный Алексей Шлямин был настоящим андерсеновским Солдатом, Eго обаяние увлекло Принцессу Eлены Шульгиной и Королеву Людмилы Петрушевой. И новое лицо — теперешний директор театра и актер Владимир Алексеевич Касперов. Eго Король внес в представление ту мудрую терпкость жизни, которая испытывает нас на стойкость и поощряет добрые дела. Юные зрители были счастливы, Старая сказка стала для них новым открытием волшебной игры и добрым уроком на будущее.

Потом мы общались с Сергеичем через экран — Окунев собрал записи и сделал видеофильм для всех, кто помнит и любит, Он же сказал на вечере про светлую печаль и свои диалоги с Сергеичем. Он с нами, «я спорю и даже ругаюсь с ним сейчас», ибо продолжается главное дело его жизни, живет театр. А как иначе? Ведь Сергеич, как никто, любил актера — напомнил заслуженный артист РФ Анатолий Бузинский и выложился в тухмановских «Чистых прудах», чья лирическая глубина была так люба Загоруйко.

Верен себе, идеалам мужества и рыцарства председатель тюменского СТД заслуженный артист РФ Владимир Орел. Красота мужского характера, мужество в трудные времена сдружили его с Сергеичем. После Чернобыля они были на гастролях в Житомире, над которым пронеслось страшное облако. Сергеич первым ушел в разведку и ободрил остальных. Брали слово и другие друзья-соратники. Звучал давний призыв Щепкина к театралам — «Священнодействуй (на сцене) или убирайся вон!». Так было и так есть в «Ангажементе». Вспомнили и про то, что Загоруйко стал лауреатом почетного звания Дон Кихота, присуждаемого ежегодно нашим «Курьером». За бескорыстие и сотворение доброты. Земле — земное, памятные даты: 22 февраля 1944 г. — 29 октября 1997 г. Сергеича называют первым из первых тюменских меценатов нового времени. Верно. Только есть добавление. Загоруйко есть та свободная личность творца, чья жизнь явила пока еще редкий пример подлинной заботы об обновленной России. И свет во тьме греет, и тьма не объяла его…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта