Питер знал, что «Тюмень» может хлопнуть дверью. Но не думал, что так сильно
Вот и завершился чемпионат России по футболу, самый неудачный для нашей команды. «Тюмень» давно обеспечила себе вылет из элитного дивизиона. Но это вовсе не значило, что остаток сезона игрокам следовало просто, как-нибудь, доиграть. Новой команде, образованной в середине сезона, после глубочайшего кризиса и бегства целой группы ведущих игроков, предстояло доказать, что в нашем городе есть кому постоять за честь тюменского футбола. Ребята держались достойно, набрав в итоге те же 4 очка, что и предыдущий состав. Особенно отрадно, что среди этих 18 футболистов 11 — наши земляки.
Прощание с «вышкой»
В Санкт-Петербург, на последний матч «Тюмени» в высшем дивизионе с «Зенитом», мы отбывали в четверг, 29 октября. Вылет откладывался — ждали денег из банка, чтобы хотя бы некоторым игрокам выдать зарплату и отпускные. В результате чартер «Тюменских авиалиний» с командой и корреспондентом «Курьера» на борту вылетел из Рощино в 12.50, а не в 9, как было запланировано.
Тюмень провожала нас моросящим дождем. Хороший знак. Но тогда на это никто внимания не обратил.
В 14 часов по местному времени самолет приземлился в петербургском аэропорту Пулково, а через час наша делегация, к которой присоединился главный тренер Александр Игнатенко (до этого дня он находился в Москве по личным делам), расположилась в номерах гостиницы «Октябрьская».
Не успев как следует отдохнуть с дороги, игроки отправились на тренировку. На игровое поле стадиона «Петровский» команду не пустили — в Питере еще не закончился сезон наводнений, и работники спортивной арены решили поберечь газон до матча. Впрочем, запасная поляна была, хотя и сырая, но приличного качества. Игнатенко наставлял ребят: это последний матч в высшей лиге, он запомнится надолго, надо не ударить в грязь лицом. Соперник борется за место в еврокубках, дадим бой, хлопнем дверью — и все в том же духе.
Петра творенье
В день игры команде была дана установка — по городу не болтаться, хорошенько отдохнуть перед матчем. На меня это распоряжение не распространялось, и я решил познакомиться с северной столицей, где был впервые, поближе.
Впрочем за те два часа, что были у меня в запасе перед игрой, невозможно получить представление о великом городе. Никаких ассоциаций с событиями 1917 года у меня не возникло даже тогда, когда я вышел на дворцовую площадь и оказался перед воротами, на которые в старом фильме взбирались доведенные до ручки матросы. А вот нерукотворный пушкинский памятник пришел на ум при взгляде на Александрийский столп. Eще вспомнился анекдот про то, что в Смольном водки не было, а в Зимнем была.
Я бы назвал Петербург городом-музеем, находящимся в состоянии непрерывной реставрации. На Невском проспекте многие дома закутаны в строительные леса. Я нахально увязался за какой-то группой иностранных туристов и узнал о том, что вся парадная часть Петербурга — памятники, дворцы, соборы — требует капитального ремонта, но денег нет даже на косметический. Гид также открыла тайну «Авроры», за что, я думаю, при старом режиме она бы потеряла не только работу. Оказывается, это вовсе не «Аврора» теперь целится в фасад Зимнего дворца. Настоящий крейсер был притоплен и затем разбомблен немцами во время 2-й мировой войны. А это его брат-близнец. Дурят нашего брата.
Перед памятником Петру I, с легкого пера того же Александра Сергеевича более известным как «Медный всадник», я скорбел о несчастной судьбе декабристов, до конца не понимая всей значимости их поступка для истории России.
Кстати, в одной местной газете было напечатано интервью с главным тренером «Тюмени» под приблизительным заголовком «Игнатенко повторяет путь декабристов». Обзор этого материала мы предложим читателям в ближайшем выпуске «Футбольного четверга».
Но вернемся к тому, зачем мы прибыли на берега Невы. В 17.45 суперсовременный автобус питерского клуба, которых, как выяснилось из беседы с водителем, у «Зенита» 10 (не считая «икарусов» и «мерседесов»), доставил команду к стадиону «Петровский», у которого криками «Зенит! Зенит!» нас встречала бесчисленная толпа фанатов «Невского фронта».
На трибунах ожидался аншлаг — обещали по случаю закрытия сезона устроить шоу с фейерверком. Никто и мысли не допускал, что местная команда посмеет испортить праздник. Тем более что «Зениту» победа нужна была еще и затем, чтобы в борьбе за еврокубковое 4-е место не дать обойти себя волгоградскому «Ротору». Вопросу здешних специалистов, по традиции, сводился к одному: как быстро и сколько забьет их любимая команда «бездарной, откровенно слабой, позорной команде из Тюмени».
Игра
«Зенит» — «ТЮМEНЬ» — 0:0 «Зенит»: Березовский, Давыдов, Кондрашов, Кульков (Осипов, 46), Игонин, Вернидуб, Куртиян (Зазулин, 76), Горшков, Овсепян, Максимюк (Герасимец, 60), Панов.
«ТЮМEНЬ»: Соколовский, Асадов, Наумов, Лебедев (Афонин, 90), Загуменный, Баранов, Гончаров, Фишман (Журавлев, 8), Глухов (Маслов, 89), Eгунов, Лычкин.
Надпись «Газпром» на суперсовременном табло выглядела как злая издевательская шутка. Но что питерцам до того, что Тюмень — родина «Газпрома». В ложе прессы мне было неуютно — я чувствовал себя непрошенным гостем. Человек 60 моих коллег, сидевшие плечом к плечу, весь матч ругались и с досады швыряли на пол головные уборы.
Это был один из лучших матчей нашей команды во втором круге с учетом того, что играли мы в гостях. «Зенит» с первых минут оккупировал нашу половину поля, но до ворот доходил редко. Тюменцы в два ряда выстроили перед своей штрафной оборонительные укрепления и действовали на редкость хладнокровно. Дважды угрожал нашим воротам Панов, но в обоих случаях форварду не хватило точности. Лишь на 27-й минуте Максимюк имел шанс распечатать Соколовского, поймав его на противоходе, но наш вратарь успел переложиться и спас ворота.
Через три минуты гости перешли к активным действиям в атаке, и Березовскому впервые пришлось серьезно вступить в игру. К сожалению, атакующий потенциал тюменцев резко снизился после того, как уже на 8-й минуте в столкновении с соперником Фишман сломал три ребра и был срочно госпитализирован. Заменивший его Журавлев сразу вписался в игру и здорово проявил себя в центре обороны. На последней минуте Асадов мог вывести нашу команду вперед, но метров с десяти попал в защитника.
После перерыва питерцы устроили настоящий штурм. И чем сильнее было давление на ворота сибиряков, тем яростнее билась за каждый клочок поля тюменская команда. Панов бьет под перекладину — Соколовский переводит мяч на угловой. Горшков с трех метров головой посылает мяч выше ворот.
После выхода на замену Герасимца хозяева прибавили в темпе. И на 65-й минуте мяч оказался в сетке ворот «Тюмени». Но рано радовались переполненные трибуны «Петровского» -гол забит из положения «вне игры».
Однако все еще верили, что «Зенит» обязательно забьет. Куртиян скидывает мяч Панову, удар — и Загуменный выносит мяч из пустых ворот. Спустя 2 минуты подвиг опорного защитника повторяет Глухов. В последние 5 минут хозяева могли отличиться три или четыре раза. Сначала, после навеса со штрафного, Соколовский во вратарской опередил трех форвардов соперника. Затем наш вратарь парировал сильнейший удар Давыдова с 30 метров.
А под занавес игры футбольный бог просто отвернулся от Питера. Когда уже начался навал, мяч влетел в штрафную, откуда Соколовский неудачно попытался вынести его кулаком. В результате соперник подхватил мяч и пасом в центр выключил вратаря из игры. Эпизод требует подробного разбора: на линии вратарской стоят четыре питерца, у одного из них мяч. А на линии ворот трое наших, ожидающих «смертельного» удара, который должен был закончить их мучения в этом матче. Все мысленно видели мяч в воротах. Однако первый удар на себя принял Лебедев, второй — штанга. На все про все ушли доли секунды, поэтому никто не успел понять, что произошло.
А у меня перед глазами стояли последние минуты самарского матча, когда победный гол «Крылышки» забили нам на 87-й минуте. Когда же я увидел, как игроки в синей форме (наши) победно (или ничейно) вскинули руки, всеми своими легкими выдохнул: «Пронесло!»
После игры
В зал для пресс-конференций, куда меня без аккредитации долго не хотели пускать, набилось человек сто. Причем многие из них к средствам массовой информации явно не имели отношения. Разговор с главными тренерами обеих команд -Александром Игнатенко и двумя Анатолиями — Давыдовым и Бышовцом — длился почти час. В первую очередь всех интересовал вопрос, сколько денег перед игрой нашим футболистам предложило руководство «Ротора» (абсурдная мысль — вряд ли даже в Волгограде верили, что мы удержим «Зенит» на выезде). Затем был монолог покидающего питерскую команду в пользу сборной Бышовца, где он упрекал какие-то таинственные системы, которые работали не в полную силу, и в итоге «Зенит» не то что чемпионского титула, но даже места в евро-кубках не получил.
Журналисты до сих пор не верили, что Петербург остался без окна в футбольную Eвропу на следующий год. Кто-то уже мысленно представлял, как берет интервью у тренера «Интера» Луиджи Симони, ведет радиорепортаж с матча «Зенит» -«Ливерпуль». Этим можно объяснить происхождение горьких шуток типа: «Только что передали по стадиону, что «Ротор» сыграл с «Торпедо» вничью!» Все так рады были обмануться.
Наша команда покидала Петербург в отличном настроении. Ребята уже свыклись с мыслью, что в будущем году мы будем выступать рангом ниже. Поэтому особой скорби по поводу прощания с высшей лигой после игры не было.
Последний тур принес такие результаты: «Черноморец»-«Спартак» — 3:1, «Динамо» — «Крылья Советов» — 1:1, «Жемчужина» — «Уралан» — 2:6, «Ростсельмаш» — «Алания» — 1:0, «Ротор» — «Торпедо» -1:0, «Локомотив» — «Балтика» — 2:0, «Шинник» — ЦСКА -1:2.
***
фото: Борьба у кромки поля;Мгновения до выхода на поле стадиона «Петровский»;