Бойня на берегу Тобола
2 октября 1996 года они были вызваны судебными повестками в Ялуторовск, но судебное заседание не состоялось. Три односельчанина, выпив по случаю посещения города бутылочку красного, подались в обратный путь. Им предстояло преодолеть по грязной осенней дороге шесть или семь километров до своей деревни. Eстественно, они обрадовались, когда на полпути их догнала «нива» криволукского же лесника Сергея Мякишева. Терентьев и Eлшанский сели на заднее сиденье, Сарычев — рядом с водителем. Но уехали недалеко. Через несколько сот метров «ниву» догнал синий джип…
После столкновения с кавказцами (см. «ТК» за 24.11) Равиль Магжанов уехал в Заводопетровск. Туда ночью приезжали на четырех машинах Мякишев и кавказцы. Искали его, но он скрылся по лесной дороге. Об этом он рассказал своим друзьям-телохранителям.
Андрей Шалагинов решил, что надо держаться вместе, потому что «Сергей Мякишев -неоднократно судимый, высокомерный, самовлюбленный, возглавляет одну из криминальных групп». (Цитируется по показаниям Шалагинова). Eдут все вместе. Шалагинов достает из тайничка на балконе сумку, с которой он ездит на охоту. По его словам, никто не знает, что в сумке. А там — укороченный автомат Калашникова с откидным прикладом, американское помповое ружье, которое он «нашел на коттедже Магжанова и, так как никто не признал пом-пашку своей, взял ее себе». И пистолет ТТ.
Взял сумку «для себя, так как со слов Магжанова знал, что противники вооружены».
В эти дни Магжанов, который «опасается за свою жизнь», тем не менее едет в Голышманово, потом идет к кому-то на день рождения.
2 октября собрались в недостроенном коттедже Магжанова, который стоит в 200 метрах от дороги, ведущей в Криволукскую. Появляется местный фермер Авдеев, из-за которого, собственно, и возник конфликт с кавказцами. Авдеев, по свидетельству подсудимых, рассказал, что «группа Мякишева» захватила его, угрожала обрезом, а сам Мякишев на проволоке волок его за своей «нивой», пока не лопнул буксир. Тем временем в окно было видно, как по дороге проходят машины. И вдруг Авдеев сказал, что проехал Мякишев.
Магжанов, по его показаниям, бросился к машине, надеясь догнать Мякишева и «поговорить с ним, узнать, зачем он меня преследует». Со двора выехали вчетвером — Алексеев вскочил почти на ходу, он успел подняться в мансарду и взять спортивную сумку Шалагинова, «думая, что в ней всего лишь охотничье ружье».
Федеральный судья Николай Кокорйн и государственный обвинитель Eвгений Пенетов пытаются выяснить: зачем поехали? Зачем взяли оружие?
Шалагинов говорит о чувстве товарищества. Зайцев, путаясь в своих прежних и нынешних показаниях, убеждает, что «такая была ситуация, что он ждал опасности и был готов к ней. Алексеев боялся, что «Мякишев нанесет вред его друзьям».
Грозный и страшный Мякишев, глава одной из местных группировок, жестокий вымогатель… Поскольку облик потерпевшего суд не исследует, он проходит по делу в тех красках, которыми пользуются подсудимые. ,А они, видимо, тоскуя по образу благородного разбойника- Робин Гуд, Дубровский, -рассчитывают, что ликвидация «плохих» может оказаться смягчающим обстоятельством, Между тем, у Мякишева осталось без отца трое детей, и сам он о себе сказать уже ничего не может.
Во всяком случае, встречался раньше с Мякишевым из четверки один Шалагинов. Остальные в первый и в последний раз увидели его на грязной дороге, что тянется вдоль берега Тобола.
…Джип обгоняет «ниву», обе машины останавливаются. Магжанов и Мякишев выходят навстречу друг другу. Начинается разговор.
Магжанов, по его словам, «хотел встречи и был уверен, что разговор будет позитивный». Он спрашивает: «Зачем ты искал меня, Сережа?». Раздается выстрел.
Стреляет не Мякишев. И не в Магжанова.
Это Шалагинов, недоверчивый Шалагинов, взял ТТ и подошел к беседующим. Сейчас он уверяет, что Мякишев потянулся рукой назад и ему показалось, что у него в руке оружие. (Кто говорит, пистолет, кто — нож и, наконец, заточенная отвертка. Милиция с миноискателем прочесала берегТобола, заточку так и не обнаружили).
Мякишев падает. Начинается интенсивная стрельба. Это чеченские ветераны Зайцев и Алексеев открыли ураганный огонь по «ниве» — из помпового ружья и «Калашникова». Один из пассажиров пытается бежать, но делает лишь несколько шагов. Все кончено за пару минут. Магжанов садится в джип и уезжает. Зайцев берет у Алексеева автомат и делает контрольные выстрелы. «Как учили».
В течение нескольких часов суд пытается выяснить, как это произошло? Почему стреляли в безоружных и незнакомых людей? Странные ответы: «Незнаю, что на меня нашло… Я думал, что у них есть оружие… Я стрелял, чтоб не было хуже… Я не разглядывал эти лица и не знал, кто они есть… По своей военной привычке… Мне показалось, что у Мякишева парок изо рта, и я сделал, как учили, по контрольному выстрелу… Я в людей не стрелял, стрелял только по машине…».
Подсудимые уверяют, что были страшно напуганы происшедшим. Но что же было дальше?
Складывают тела убитых в «ниву», Шалагинов садится за руль и загоняет машину в Тобол. Потом заталкивают ее глубже в воду. Закапывают в кустах оружие. Сжигают в топке коттеджа окровавленную одежду и обувь. Уезжают домой.
По сегодняшним показаниям получается, что все совершили лишь Шалагинов, Зайцев и Алексеев. Специалисты по восточным единоборствам, мечтающие о международных соревнованиях. Я не знаю, понимают ли они, что теперь они -просто бандиты, а после приговора суда окажутся рядовыми и страшными убийцами.
На предварительном следствии .(в зале суда зачитывают показания, демонстрируют видеозаписи) несколько иной, более инициативной была роль Магжанова. Самого старшего. Человека с положением. Да и с имущественной стороны он не чета остальным. И ?от происходит метаморфоза -роль Магжанова тщательно ретушируется. Не был, не говорил, не указывал, не приказывал, не участвовал. Из благородных побуждений, из дружеских чувств тройка спортсменов его охраняла, защищала, убивала тех, кто стоял на его пути. Охраняет и сейчас. Зайцев называет Магжанова трусом, и самолюбивый Магжанов терпит это. Хотя «трус» Магжанов один, как утверждают подсудимые, выходит из машины навстречу Мякишеву. А может, не один? Или, быть может, не трус?
Сегодня Зайцев утверждает: оговорил! Алексеев добавляет: нафантазировал!
Во всяком случае, только у Равиля Магжанова есть шансы выйти на свободу в зале суда.