Промежуточный эпизод
В пятницу и понедельник областной суд под председательством федерального судьи Николая Кокорина рассматривал эпизод, который должен читателю показаться мелким. О хулиганстве.
Фабула, на первый взгляд, проста. У жителя Ялуторовска Вадима Авдеева возникли проблемы с группой кавказцев. Он пожаловался охотоведу Равилю Магжанову. Магжанов, взяв с собою Алексеева, Зайцева и Шалагинова, поехал к кавказцам. Алексеев остался внизу. Трое поднялись в квартиру. После краткого разговора хозяева были избиты.
Те, кто читал наши предыдущие репортажи из зала суда, могут обратить внимание: в эпизоде заняты новые лица. Дело в том, что «ялуторовская команда» состоит из двух как будто отдельных групп. Штыков-Михайлов-Домокуров-Шалагинов и Магжанов-Алексеев-Зайцев-Шалагинов. Как видим, оба колечка объединены в цепочку одинаково «задействованным» Андреем Шалагиновым.
…Равиль Магжанов, голышмановский охотовед. Построил в Ялуторовске коттедж. Eго деятельность в этом городе не слишком афишируется. Даже то немногое, что удалось собрать следствию, сейчас ставится под вопрос. Ряд подсудимых стали изменять свои показания, данные на предварительном следствии, и фактически выгораживают Магжанова.
Андрей Шалагинов, тренер спортивной школы «Спарта», специалист по восточным единоборствам. Высоко ценит себя как тренера. Говорит, что через его руки прошли тысячи людей, что ставил на Зайцева в будущем как на бойца, спортсмена. Что хотел создать в «Спарте» профессиональный уровень подготовки. Что вместе с Магжановым вынашивал идею — организовать охотничью турфирму. На разборки с кавказцами поехал, говорит, по собственной инициативе: «У более сильного должно быть выработано чувство защиты слабого» (интересно, как с этим согласуется обвинение в непосредственном участии по меньшей мере в трех убийствах? — Авг.). Пытается представить случившееся обычной дракой («кто не дерется, тот не мужик, а половая тряпка»), Вместе с тем не может скрыть чувства превосходства. Говорит, что если бы к кавказцам подоспела помощь, «мы бы из них сделали мешок с костями». И дальше — «мне оружие ни к чему, я сам, как оружие…».
Тренер по восточным единоборствам, напомню. И через его руки прошли, как говорит сам Андрей Шалагинов, тысячи.
Как эти люди, которые, если верить материалам следствия, ни во что не ставили человеческую жизнь, нежно относятся к себе! Как любовно описывает Eвгений Зайцев свое внутреннее состояние, свои впечатления, свое раздражение даже звуком голоса своего партнера по скамье подсудимых Равиля Магжанова.
Там, в чужой квартире, высоко ценящий собственную жизнь Зайцев отметил «черту безопасности». А когда хозяин квартиры пересек ее, последовал удар. Чуть позднее сослуживец по Чечне Владимир Алексеев скажет, что в их разведроте Зайцев был в команде ликвидаторов. К сожалению, этот эпизод прошел мимо внимания суда.
Сегодня Зайцев, словоохотливый на следствии, отказывается от большей части своих показаний. Говорит, что это «фантазии», что «наговорил» на Шалагинова, на Магжанова. Суд предъявляет видеозапись: Зайцев обстоятельно рассказывает о том, как выколачивали долги, как «поджаривали» и «подогревали», как поджигали чужие дома.
Вот пример, как искали «спонсоров» для школы «Спарта». Приезжали, говорит с экрана Зайцев, в фирму и предлагали «крышу», запрашивая много. А после появлялся Шалагинов и просил вдвое меньше денег, уже конкретно на «Спарту». Видимо, давая понять человеку, что «добрые спортсмены» могут защитить от «злых», которые наезжали раньше…
…Вчера же начались показания потерпевших по эпизоду с «Нивой». Версия обвинения: «защищая» того же Вадима Авдеева в конфликте с лесником Сергеем Мякишевым из деревни Криволукская, Шалагинов, Зайцев, Алексеев и Магжанов расстреляли из огнестрельного оружия лесника и его трех случайных попутчиков. И вместе с машиной утопили в Тоболе.