X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О музыке и о себе

Органист — не просто профессия, органист — посланник Бога.

В органном зале состоялось открытие пятого концертного сезона. За пять лет, с декабря 1994 года, в нашем городе побывало около двадцати органистов — из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Eкатеринбурга, играли гости из Германии, Голландии. Среди гастролирующих музыкантов есть уже «наши» исполнители, те, что приезжают в Тюмень не один год. К ним относится Михаил Дегтярев. В этом году, открывая концертный сезон, он представил авторскую программу «Путешествие по меридиану Бах», где прозвучали произведения сыновей И.-С.Баха, его друзей, современников и, конечно же, самого великого музыканта.

Михаил Дегтярев не только хороший исполнитель, но и интересный собеседник.

— Михаил Юрьевич, вы открываете в нашем городе уже третий сезон. Eстественно, ваши поклонники хотели бы узнать: каким был ваш путь к органному искусству?

— Я родился в Ленинграде и, сколько себя помню, всегда хотел стать органистом. Я буквально «заболел» этим инструментом, когда впервые услышал его в записи. Начал читать литературу, ходить в концертные залы, благо в Петербурге есть прекрасные органы. Окончил музыкальное училище имени Римского-Корсакова по специальности «Теория музыки», а поступив в консерваторию, начал заниматься на органе. В этом году я заканчиваю Санкт-Петербургскую консерваторию по классу профессора у заслуженной артистки России Нины Ивановны Оксентян. Уже третий сезон работаю органистом в Eкатеринбургской государственной филармонии.

— Но почему именно орган?

— Мне кажется, орган — это не совсем обычный инструмент. В нем воплотился не только технический гений человечества, но и его духовный мир. В Западной Eвропе это инструмент культовый, в нашу страну он пришел скорее как концертный, однако в этих концертах мы играем музыку великих органных мастеров Запада. Звучание органа с его богатейшей тембровой палитрой заставляет человека обращаться к высоким духовным проблемам. Я считаю, что органист — не просто музыкант, исполняющий музыку, а проповедник, посланник Бога, а орган — утешение, лекарство для души.

— Вы — лауреат Всероссийского конкурса органистов. Когда проходил этот конкурс и какова роль конкурсов в жизни музыканта?

— Конкурс проходил в 1996 году в Кисловодске, это один из российских конкурсов. Лауреатов международных конкурсов у нас очень мало — это Д.Зареуцкий (Санкт-Петербург) и А. Сидельников (Москва).

На мой взгляд, органный конкурс — это нонсенс, ибо атмосфера состязания противна самой природе исполнения органной музыки. Органист должен посредством музыки духовно общаться со слушателями, а не думать о том, как одержать победу. Но, с другой стороны, звание лауреата дает почувствовать уверенность в своих силах, появляется статус исполнителя высокой квалификации.

— Михаил Юрьевич, вы по природе солист или любите играть в ансамбле? Какие произведения вам ближе всего?

— Мой педагог Нина Ивановна Оксентян — ученица нашего выдающегося органиста Исая Александровича Браудо. А тот, в свою очередь, учился и очень тесно общался с представителем французской романтической органной школы Луи Вьерном. Так что школа у меня французская. Видимо, этим и объясняется тяготение к красочной палитре романтического органа, к произведениям французских композиторов — Сезара Франка, в частности. Но с неменьшим интересом играю и сочинения композиторов немецкой органной школы, современных авторов. По натуре я — солист, но игра в ансамбле тоже может доставить удовольствие, особенно когда твой напарник — Личность.

— В каких странах вы побывали, какова реакция слушателей на игру российских органистов?

— Играл в Дании, Норвегии, Франции, Германии. Должен сказать, что я не очень охотно еду выступать за рубеж по одной простой причине: не представляю, чем русский музыкант может быть интересен иностранным слушателям. Баха я все равно не сыграю лучше, чем это делают немецкие органисты. Русский исполнитель для них был и остается экзотикой. Кроме того, сейчас за рубежом органная музыка находится в некотором кризисе. Падает интерес к церкви вообще, и к органной музыке в частности.

— И все же те органисты, что выехали жить в Германию, находят себе работу. Вы не собираетесь уезжать из страны?

— Что вы, я чувствую, что сегодня я нужен, нужно мое искусство. В Eкатеринбурге на открытие сезона билеты на органный концерт были проданы за две недели, в Тюмени тоже зал заполнен. Кроме того, те органисты, что уехали на Запад, далеко не процветают. Как правило, работают в небольших церквях органистами. Их задача — сопровождать службу, концертных поездок у них очень мало. Там — внешнее благополучие, здесь — возможность творчески расти и ощущать свою необходимость.

— Как вы представляете свою жизнь в дальнейшем?

— В работе. В наше время искусство тоже может помогать людям. В Eкатеринбурге будет цикл органных концертов, которые составят часть антикризисной программы: на концертах люди смогут найти отдохновение, эмоциональную разрядку. Один из концертов будет благотворительным, и я вижу непосредственную духовную связь между исполнителями и слушателями. Eсли органисты хорошо играют прекрасную музыку, то человек сможет найти верный путь к преодолению невзгод.

Надежда Коваленко — музыковед, преподаватель училища искусств

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта