До полной гибели всерьез…
…Страшно осиротел наш любимый театр кукол и масок. Вчера аплодисментами, смешавшими боль и горечь, память и восхищение EE Величеством Актрисой Ниной Ивановной Вальтонс, дети и взрослые, друзья и коллеги — вся творческая Тюмень попрощалась с ней.
Она ушла от нас 12 ноября с.г. на 64 году жизни. Ушла легко и красиво — словно устала в последнем своем земном разговоре с коллегой, вздохнула и прилегла. И улетела ее душа «в туманный мир незримых превращений» (Николай Заболоцкий). Вот так всегда, вымотавшись на спектакле до конца, царственно раскланявшись, она уходила за кулисы.
Уходят последние могикане золотого века театра кукол и масок. Не в укор нынешней труппе, она великолепна по-своему. Но она выросла на традициях и блистательных спектаклях 70-80-х гг. Вальтонс была и одаренным педагогом, умевшим быстро и внятно передать молодым актерам свое мастерство. Она ушла, когда театр готовил ей бенефис — на декабрь этого года, к 45-летию творческой деятельности. Более 30 лет на тюменской сцене, десятки больших и малых ролей. Вот уж воистину — нет маленьких ролей, есть большие актеры.
В интересном спектакле Григория Гольдмана по Жану Ануйю («Чисто французская история») она выходила в эпизоде — в роли бабушки, и зал восхищенно замирал, завороженный ее аристократизмом, молодым озорством ума и жаркой радостью эмоций. Вальтонс родилась 16 июня 1935 г. в Саратове, в семье, где вся атмосфера была пропитана музыкой, театром и поэзией. Eще жива ее мать (88 лет!), актриса цирка, клоунесса. В далеком 1953 г. Вальтонс начала свою карьеру помощником режиссера в Саратовском кукольном театре, потом перешла в актрисы, набиралась опыта в Перми, Харькове, Барнауле.
Eе сценическое счастье — работа с режиссером Михаилом Хусидом, В 1980 г. в великом «Пер Гюнте», будучи до конца дней своих молодой, подтянутой, любительницей йоги, постоять на голове и побегать босиком по снегу, именно Вальтонс в стилистике королёвской школы «Человек и кукла» устроила в роли Зеленой Женщины стриптиз, сразив наповал столичную публику и «Голос Америки». Второе режиссерское имя — Анатолий Тучков, неподражаемая жрица Эрита в «Забыть Герострата». Зрители из столиц летали на эти спектакли самолетами, Омск и Свердловск приезжали поездами.
Она играла рядом с Александром Глебовым, Стасом Железкиным, другими нашими корифеями, В недавнем тандеме с Зинаидой Береговой («Сэмбо») партнеры без слов понимали друг друга. Сцена для нее была всем, театр был Храмом, святым местом. Вальтонс не интриговала, не срывалась, но все знали, как она переживала любую халтуру на театре, жующего жвачку, пришедшего без второй обуви.
В 1987 г. она стала заслуженной артисткой РФ. Конечно, любой из актеров знает свою силу, примеряется к высокому месту. Про Вальтонс уже давно говорили — она недосягаема. Театр был ее бытом. Только высокое, только артистизм духа, постоянный тренинг изящным стилем жизни. Любить — так однажды. Давно потеряв мужа, она не стала вить новое гнездо. Любимое чтение — серия книг «Жизнь в искусстве». Eще более оттачивалась ее игра — энергия побеждающего серость гротеска, парадоксальные переключения чувств во взрослых спектаклях и романтическая нежность, творящая доброта в детских вещах. «Нет, это не театр все сделал для меня. Это я все сделала для театра, и понадобится — отдам ему свою жизнь», — она имела право так сказать. Так и случилось. Eе трудное насмешливое счастье, ее волшебное созвездие неповторимых ролей. Теперь там горит светлая и такая далекая от нас звезда. Звезда Нины Ивановны Вальтонс. Высоко над родной сценой, над городом, над нашей землей. Захочешь — увидишь ее всегда.
***
фото: