День мостовика
Честно говоря, 22 июня, пятница, к транспортному строительству принципиального отношения не имеет. Но фактически этот день в Тюмени был днем наведения мостов — между властями светскими и духовными, между крупной промышленностью и наукой. Так что «день мостовика»- для краткости.
С точки зрения практикующих журналистов и их редакций, где в связи с наступлением отпускного времени каждый «штык» на счету, та пятница превратилась в небольшой сумасшедший дом. В город съехались руководитель крупнейшей в стране акционерной компании «Транснефть» Семен Вайншток, верховный муфтий Духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин и полномочный представитель президента по Уральскому федеральному округу Петр Латышев.
В редакциях четко расписали: кто куда едет и где кого снимает либо о ком пишет. На деле именитые гости города были на разрыв, у каждого из гостей запланированы и свои «ведомственные» дела. Муфтий встречался с мусульманскими священнослужителями Западной Сибири. Вайншток проводил выездное заседание правления «Транснефти». А Латышев вручал судьям удостоверения, подписанные президентом. Так что с трудом уравновешенный график встреч и посещений быстро поломали, причем отставание нарастало с каждым часом. Поскольку пятничная Тюмень со своими склеротичными улицами — не лучшее место для спешки, даже если вашу ? колонну и ведет милицейский «вольво».
И грустно было видеть, рассказывает мой коллега, как на площади перед нефтегазовым университетом одиноко томится на солнце ректор Николай Карнаухов, тщетно дожидаясь гостя -президента «Транснефти» и почетного профессора вуза Семена Вайнштока…
А буквально в ту же минуту кортеж джипов подкатил к подъезду «Сибнефтепровода» -одновременно с кавалькадой степенных лимузинов, откуда с достоинством вышли верховный муфтий со свитой в расшитых халатах и чалмах. Вайншток и муфтий обнялись по восточному обычаю — щека к щеке.
За беседой старые друзья вспоминали, как некогда в Когалыме по инициативе Вайнштока, генерального директора «ЛУКойл- Западная Сибирь», в один день были заложены и церковь, и мечеть. Завершены стройки были так же одновременно. И муфтий одобрительно покачивал чалмой- мол, так и надо в многонациональных коллективах.
А в ТГНГУ почетный профессор прибыл, когда пишущие и снимающие уже разошлись, и только студенты, которых на всякий случай держали в отдалении, бродили за оцеплением. Вашему корреспонденту повезло — он был практически единственным по своему ведомству, кто вместе с проректорами и профессорами занял место в аудитории. Она носит имя бывшего начальника «Сибнефтепровода» Чепурского.
И успел я поговорить о том, как «именные аудитории» влияют на качество процесса обучения, с Василием Мелиховым, проректором по учебной работе. Василий Васильевич убежден, что имя, лицо, какие-то факты из биографии крупного производственника способны пробудить у студента интерес к профессии.
Кстати, короткая, почти спич, лекция почетного профессора, собственно, была о том же. Сначала о задачах, которые стоят в этом году перед перевооружающейся отраслью. Чтобы привести «Транснефть» в соответствие с нормативами, необходимо три миллиарда долларов — замена товарного парка, магистральных нефтепроводов, которые самортизированы (мол, слишком многого в этом году не ждите — у нас самих расходы большие!). А отсюда — кадровый вопрос. По словам Вайнштока, подготовка и переподготовка кадров в трубопроводном транспорте — в отвратительном состоянии. Он спрашивал, своих специалистов: «Кто из вас может сказать, что он инженер?». Не рискнул никто. Многие главные инженеры в отрасли — мыслят «по-демидовски». Зато прекрасные ребята в совете молодых специалистов, зато большая возможность вливания молодых перспективных кадров в «Транснефть»…
Вот и гадай — кто был больше заинтересован во встрече, кому надо было маяться на солнцепеке в ожидании — господину Карнаухову или господину Вайнштоку?
— Мы, — сказал Карнаухов, — являемся цехом «Транснефти».
— Цех в 23 тысячи человек -неподъемный цех, — Семен Михайлович возвратил любезность Николаю Николаевичу…
…Eсли в вузовском корпусе на улице Мельникайте шел разговор об экономическом будущем территории, то в большой зале администрации, где Петр Латышев выступал перед судьями, — о будущей России. Петр Латышев говорил о правовом государстве, о том, сколько раз в прошлом исторические решения принимались не в открытых залах, а небольшим числом посвященных. И это, сказал он, еще не преодолено. В числе реалий дня — «теневая юстиция», которую еще предстоит преодолеть. Потому что там, где молчит закон, — говорит пистолет…
…Это был очень длинный день. После встречи с судьями и брифинга для журналистов Петр Латышев и губернатор Сергей Собянин отправились в Тобольск. Там были свои встречи и свои интересы.
Личные контакты. Обмен мнениями. Открытые глаза. Не хотел бы спешить с восторгами. Но я услышал много интересного. Впрочем, что странного — третье тысячелетие на дворе.
***
фото: