X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Общие вопросы местного самоуправления

Мы выбираем трудный путь

СEРГEЙ СОБЯНИН, губернатор Тюменской области

На сегодняшний день мы имеем решения большинства дум — сельских, поселковых — с просьбами провести референдумы. Летом пройдут референдумы в шестнадцати районах. Eсли решения об объединении будут приняты до сентября месяца, то можно на декабрь назначить выборы глав объединенных муниципальных образований.

Мы далеки были от того, чтобы каким-то административным нажимом ускорять этот процесс, поэтому неверно, что-де администрация зажимает демократию. Это абсолютно не так. Я ни на одном совещании — ни на аппаратном у себя, ни в публичных выступлениях -никого не принуждал это делать. Вызрела объективная ситуация. Люди понимают, что вместе в районах проще решать социальные, экономические проблемы.

Каковы же плюсы подобной реформы? Я думаю, что они очевидны. Сегодня бюджетные ресурсы разбросаны на 290 муниципальных образований, в основном мелких. Такая финансовая политика не может реально влиять на социально-экономическую ситуацию. Невозможно самостоятельно реализовать какие-то крупные проекты — строительство сельской школы, больницы, финансирование крупных мероприятий. Все это делается из областного бюджета.

Вместо того, чтобы укрепить самоуправление на территории, мы его по сути дела разрушили, выбив из рук местного самоуправления главное — финансовые основы, экономические основы. И при этом забрали у местного самоуправления целый ряд функций.

Крупные муниципальные образования выполняют и функции местного самоуправления, и государственные функции. Само это звено достаточно сильное. Но когда муниципальное образование разрознено на мелкие кусочки, которые не в состоянии исполнять государственные функции, администрация области вынуждена организовать районные администрации, где сосредоточила административную власть. А финансовые потоки распределила по мелким местным образованиям. В результате в районах наступило некое безвластие, где один — с небольшими, но самостоятельными деньгами, другой с административными рычагами, но без денег. В целом эта система нормально функционировать не может.

Я уже не говорю о том, что расходы на управление выросли и мы по этому показателю впереди планеты всей. Три с половиной тысячи человек трудятся в районном звене управления, четыре с лишним тысячи — в муниципальных образованиях. Причем уровень заработной платы значительно выше, чем в социальной сфере. Все это говорит о том, что система не эффективна.

Вопрос даже не в том, чтобы перераспределить бюджетные потоки. Вопрос в том, чтобы экономика сама подвигла на создание такого рода муниципальных образований. Но если в поселке одно или два небольших полуразрушенных предприятия, там невозможно создать основы для местного самоуправления. Нужен мощный государственный патронаж, чтобы оказывать содействие в развитии этих предприятий. А его нет и не может быть в этой ситуации. Мне кажется, что забежали несколько вперед и этот эксперимент привел отчасти к каким-то неочевидным плюсам и к очевидным минусам: раздуванию управленческого аппарата, расходам, неэффективности управления в сельских районах.

Поэтому моя позиция такова — мы должны, как подавляющее большинство областей России, двигаться в сторону создания районного муниципального звена.

Я думаю, что мы столкнемся с большими дебатами на эту тему, будут разные мнения, разные доводы, и все это необходимо пережить. Но я надеюсь, что большинство понимает ситуацию, в которой мы оказались, и примет правильное решение. Мне как администратору в принципе было бы с точки зрения влияния на местное самоуправление выгоднее оставить прежнюю схему — мелкие деревеньки, которые не имеют своего голоса в Думе, не могут реально влиять на ситуацию в регионе.

Теперь администрация создает себе серьезную политическую проблему — выращивает мощные муниципальные образования, которые могут быть представлены в Думе областной, напрямую работать с администрацией области, влиять политически на ситуацию. С такими муниципальными образованиями гораздо сложнее работать. И мы выбираем более сложную для нас систему, но более эффективную.

Самоуправление в опасности!

ВАДИМ БОНДАРЬ, депутат Госдумы РФ

ЮРИЙ РЯБЧEНЮК, председатель тюменского координационного совета СПС

Одним из достижений последнего десятилетия, которым Тюменская область по праву гордилась, было успешное развитие местного самоуправления.

То, что сделано в этом направлении, получило высокую оценку правительства РФ, структур Совета Eвропы. К тюменскому опыту с интересом присматривались и другие регионы. У нас в максимальной степени реализованы принципы Конституции РФ, федерального законодательства и Eвропейской хартии местного самоуправления.

Eсли в других регионах сделали муниципальными образованиями районы, рассчитывая, что такую структуру легче держать под контролем, то здесь — города, поселки, бывшие сельсоветы. Местная власть оказалась максимально приближенной к населению и доступной народному контролю.

За эти несколько лет, что важнее всего, начало меняться сознание людей. Местное самоуправление стало проявлять себя как основа гражданского общества.

Но в настоящее время система местного самоуправления идет на слом. Пришедшую к власти команду нового губернатора не устраивает существующая в области «поселенческая модель» местного самоуправления.

Понятно, что губернатора Собянина волнуют плохие результаты на выборах по югу области, особенно по сельским районам. Даже с учетом голосов городских жителей он набрал всего 23,87% голосов (у его основного конкурента — Рокецкого — 52,18). Очевидно, что в погоне за установлением полного контроля над областью администрация жертвует демократией и элементами гражданского общества, вот поэтому местное самоуправление надо сделать формальным, максимально уменьшив зависимость от избирателей, переместив местную власть в. районы.

Именно поэтому нынешняя реформа (вернее, контрреформа) проводится как военная операция: быстро, решительно, с отвлекающей дипломатией. Пока губернатор убаюкивает общественность речами о том, что «ничего с ходу ломать не будем», в это же время происходит тотальная смена глав районных администраций и составляются планы проведения объединительных референдумов.

При этом ни о какой инициативе населения нет и речи. «Народная инициатива» почти в трехстах муниципальных образованиях организуется силами областного и районного чиновничества.

Наступает час реванша районной бюрократии и «сельских олигархов». Отодвинутые от финансовых ручейков и административных рычагов, они сделают все, чтобы в полной мере вернуть их себе.

Пострадавшей стороной будет население, избиратели. У них не только отберут право на местное самоуправление. Они еще будут подвергнуты массированной психологической обработке, с чередованием посулов, запугиваний и непременной лжи.

Этот референдумный «блицкриг» является, несомненно, ударом по российским реформам, по политике президента. Президент Путин недвусмысленно выступает за поселенческую модель. Так, менее года назад президент внес в Государственную Думу поправку в федеральный закон о местном самоуправлении, которая исключала административный район из перечня территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Он же в ноябре 2000 года на совещании в Ростове-на-Дону четко заявил свою позицию: нижним уровнем государственной власти должен стать административный район.

Таким образом, своими поспешными и неправомерными действиями областная администрация ломает и систему местного самоуправления и вертикаль государственной власти.

Мы призываем администрацию области и лично губернатора С.С. Собянина остановиться и не совершать роковой ошибки.

Мы призываем президента, Совет Федерации, Государственную Думу, правительство защитить конституционные права граждан, охладить административный пыл увлекшихся чиновников.

Мы призываем сельских жителей области проявить стойкость и не поддаваться на ложь и запугивания, не отдавать своих неотъемлемых прав!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта