X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

«Берег» надежды

Одиннадцать подростков, бывших наркоманов и юных алкоголиков, у каждого из которых появилась надежда. Надежда выздороветь. Мы побывали в центре социально-психологической реабилитации несовершеннолетних «Берег», который находится в поселке ММС, в преддверии двух важных событий. Первое – в январе «Берегу» исполнится пять лет. И второе – в скором времени ему предстоит переезд в новое, более просторное здание в Матмасах.
… Сразу обращаешь внимание, что «Берег» не огорожен высоким забором, нет и ворот на замке. Обыкновенное двухэтажное кирпичное здание. Встретила нас директор Юлия Кумышева. Как она рассказала, сейчас центр рассчитан на шесть мальчиков и столько же девочек (места пока не слишком много). Свободны сегодня два девичьих места. Обстановка напоминает скорее дом, чем казенное учреждение. Все комнаты – как в обычной квартире, только с расчетом, что детей в семье много.
Посередине кухни – стол, один на всех, а в гостиной – мягкий диванчик, телевизор и музыкальный центр. Но – пусто…
– Дети на «шагах», – пояснила Юлия Юрьевна. – Это такие занятия, которые помогают проанализировать свое состояние и справиться с эмоциями.
«Шаги» – самое важное упражнение в программе реабилитации, оно требует особой сосредоточенности, поэтому, мельком заглянув в кабинет, мы поспешили выйти.
Поговорить с нами согласилась 14-летняя девочка по имени Зарина.
Ее история жестокаивтоже время обыкновенна для многих, попавших сюда.
Зарина – воспитанница интерната для детей с ослабленным здоровьем. Алкоголь стала употреблять в 12 лет, связавшись с компанией «крутых» девчонок. «Меня начали уважать другие ребята» – для нее тогда это было самым важным.
А в 14 Зарина познакомилась с Олегом. 25-летний мужчина нашел ключик к сердцу девочки, сказав ей, что она «самая-самая», и наобещав звезд с неба.
Олег вел праздный образ жизни, и вместе с ним пила Зарина. Наконец в интернате забили тревогу, и девочку направили в «Берег»…
За все время, что Зарина находится на реабилитации, Олег ни разу не пришел к ней. И, наверное, это хорошо.
– После переломного периода Зоря из агрессивной и вспыльчивой превратилась в спокойную и жизнерадостную девочку. Она участвует во всех праздниках и мероприятиях. Друзья из интерната часто ее навещают, но те, с которыми она пила спиртное, не приходили, – рассказала Юлия Кумышева.
Зарина скоро выходит из центра реабилитации, и ее ждет непростое испытание встречей с бывшими друзьями и борьба с прежними соблазнами. Хочется от души пожелать ей удачи.
В кабинете педагогов мы продолжили беседу с Юлией Юрьевной.
– Это, увы, стандартная по нынешним временам ситуация, когда старшие спаивают младших. Особенно мне жалко девочек. У них возникают проблемы со здоровьем. Начинаются беспорядочные половые связи. Иногда на реабилитацию к нам попадают беременные…
– У вас был опыт работы с наркозависимыми до прихода в «Берег»?
– Да, я начала с центра реабилитации для взрослых. Отмечу: с детьми тяжелее работать, но результат выше. Может, причина в детской психике, которая легче перестраивается, а может, в том, что дети не боятся сюда возвращаться… В моей практике есть случай, когда мальчик попадал на реабилитацию четыре раза, но сегодня у него три «чистых» года жизни. Парень работает и учится.
– Можете назвать самых младших по возрасту, которые к вам попадали?
– Девять лет. Мальчик страдал психическим расстройством и постоянно сбегал из семьи. Жил на улице с бомжами, которые его поили алкоголем. В первые дни реабилитации перед нами представала жутковатая картина: хорошенький милый ребенок сидит на кроватке, играя машинкой, а за ухом у него сигарета. Сейчас он вернулся в школу, хорошо учится, и родители заботятся, чтобы он не сбегал.
– Как правило, на заключительной ступени реабилитации ребята ведут волонтерскую работу. У вас есть такая традиция?
– Да. Ребята иногда посещают наркологический диспансер. Результат от их работы есть. Некоторые дети впоследствии приходят к нам, а также в группы анонимных наркоманов.
Кстати, мы сотрудничаем с обществом анонимных наркоманов. Детям важно видеть, что человек может побороть недуг и стать успешным в жизни.
Одна из сотрудниц «Берега» Оксана – бывшая его воспитанница. Она после реабилитации устроилась в центр через «отряды мэра». Оксана тоже рассказала свою историю.
– Я стала употреблять наркотики в 14 лет. Один из друзей принес героин в компанию, и мы из любопытства попробовали. В результате все прежние друзья сейчас – наркоманы. Моя мама два года не замечала, что я колюсь, но скрывать было все сложнее, и однажды она нашла в моей сумке шприцы. Пришлось во всем сознаться. Так я попала в «Берег». После реабилитации я поменяла круг друзей, а прежнюю компанию обхожу стороной…
– Какие дети к вам попадают, домашние или детдомовцы?
– Любые, но чаще детдомовские и из неблагополучных семей. В том, что дети начинают употреблять наркотики и алкоголь, виноваты взрослые. Лет двадцать назад, если бы ребенка увидели на улице с сигаретой или пивом, его могли сразу отвести в милицию. К сожалению, сейчас социум изменился… В прошлом году у нас жили два мальчика 10 и 12 лет. Они клянчили деньги и спали в домике на детской площадке во дворе, расположенном примерно в квартале от «Берега». Провели там два дня, пока мы их не нашли. А ведь никто из местных жителей не сообщил нам про них, вероятно, даже не обратил внимания, что дети ночуют на улице…
Юлия Кумышева рассказала, что у «Берега» есть некоторые проблемы. Это малая площадь и отсутствие спортзала, очень необходимого ребятам, для которых спорт – как лекарство во время реабилитации.
Центр финансируется из бюджета Тюмени, и новое здание ему дарит город. После переезда все проблемы должны решиться. В новом «Береге» будет тренажерный и актовый зал, а также двадцать мест для юных наркозависимых.
***
фото: мы заняты «шагами»; Юлия Кумышева, директор «Берега».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта