Аншлаг по имени Фаберже
«Роскошная экспозиция… Прекрасные экспонаты… Изумительная выставка… Бесконечно счастливы… Огромное спасибо… С глубокой благодарностью…»
С этих слов начинается чуть ли не каждая вторая запись в книге уникальной выставки «Фаберже: утраченный и обретенный».
Интерес, который тюменцы проявили к этому событию культурной жизни, буквально ошеломил видавших виды сотрудников областного музея изобразительных искусств — такого наплыва посетителей эти стены не видели давно.
И если бы не ограничение по числу желающих познакомиться с творениями известного ювелира — 500-600 человек в день — здание храма искусств давно бы уже трещало по швам. Такова уж его пропускная способность. Но народ просит, народ требует, не хлеба, но зрелищ, и работники музея уступают. Ежедневно здесь проводится до 25-30 экскурсий. Продолжительность их небольшая — по графику на все про все экскурсоводу дается не более 30-45 минут. Но иногда временные рамки стираются, и даже сам рассказчик не замечает, что за таким приятным общением пролетает вдвое больше отведенного времени.
«Наверное, это звучит странно, но мы иногда просто проваливаемся в этот мир прекрасного, окунаемся в него с головой, — говорит один из «поводырей» по выставке Николай Дробунин. — Тех тридцати минут, что отводится на экскурсию, очень мало, чтобы поведать о жизни Карла Фаберже и его прекраснейших творениях. Поэтому очень часто случается так, что в одном зале находятся сразу три экскурсовода, и каждый — со своей группой из двадцати человек. Это, конечно, не совсем удобно, но что поделаешь: когда посетители хотят все знать, очень трудно им отказать в этом удовольствии!»
Работа на выставке далеко не самая легкая и, как признается Дробунин, выматывает не на шутку. За раз гид делает до пяти-шести кругов по выставочным залам, при этом умудряясь говорить на ходу об экспонатах и отвечать на все, даже не совсем уместные, вопросы. Затем 30 минут перерыва — и все повторяется…
Любимый экспонат Николая, впрочем, как и у большинства работников музея, — знаменитое «Георгиевское» яйцо. Простое и незатейливое, но вместе с тем очень красивое. Его история сама по себе интересна и необычна.
Это было последнее из пасхальных яиц, подаренных вдовствующей императрице, и единственное, которое она взяла с собой, уезжая из Петрограда в Киев в марте 1916 года. Оно оставалось с ней в дни «боли и страданий», когда три года спустя британский военный корабль «Мальборо» навсегда увозил бывшую царицу из мятежной России. Мария Федоровна, мать Николая II, не расставалась с «Георгиевским» яйцом до самой смерти (она умерла в Дании в 1928 году). Ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна, унаследовавшая эту драгоценность, так же бережно хранила его. И только после ее смерти в 1960-м сын Ксении, князь Василий Романов, продал «Георгиевское» яйцо, выставив его на торги аукционного дома Сотби.
Посетители же, напротив, отдают предпочтение более изящным творениям автора. Судя по количеству оставленных на бронированном стекле следов от пальцев, лбов и носов чрезмерно любознательных горожан, хит экспозиции — «Ренессанс», агатовое яйцо в золотой эмалированной оправе в стиле Renaissance, с бриллиантами, жемчужинами и рубинами. Императрица Мария Федоровна получила его на Пасху 1894 года, за восемь месяцев до смерти мужа, Александра III. Сюрприз этого яйца не сохранился (впрочем, неизвестно, был ли он вообще), но в счете, представленном Фаберже, упоминается жемчуг, который не использован в отделке. Возможно, откинув крышку, императрица увидела на бархатной подушечке изящное украшение с жемчугом…
— Некоторых наших посетителей, и это приходится признавать, интересует больше не художественная и историческая ценность представленных здесь реликвий, а их стоимость, — говорит Дробунин. — И это, наверное, неправильно…
И еще он уверен, что большинство тюменцев, побывавших здесь, с радостью будет вспоминать те прекрасные мгновения, что подарила им уникальная экспозиция работ Карла Фаберже.
***
фото: одно из самых красивых яиц — «Ландыши»; координатор выставки Елена Бабина; Николай Дробунин расказывает об экспонатах; «Георгиевское» яйцо; внизу — «ребята, смотрите, что это?»