Чудо электричества
30 ноября 1907 года состоялось очередное, тринадцатое заседание городской Думы.
В первую очередь гласные заслушали доклад комиссии по устройству в Тюмени электрического освещения.
Сообщалось, что желающих пользоваться этим чудом прогресса на паях подписалось… 25 человек, а сумма подписки составила 195 тысяч рублей. Стало быть, «первопроходцы» не были бедными людьми.
К докладу прилагались расчеты приблизительных затрат на оборудование. Сюда входили: покупка нефтяных двигателей (15 тысяч рублей), динамо и сеть (35 тысяч), установка и подключение столбов — 3 тысячи рублей. С учетом всех расходов сумма предполагалась весьма внушительная — 63 тысячи рублей.
Предлагались и примерные расходы по эксплуатации. Например, жалованье электротехнику составило бы 1200 рублей, машинисту — 900… Комиссия рассчитала, что горение одной свечи в год будет стоить от 80 копеек до 1 рубля или от 2,5 до 3 копеек за ватт.
Приняв к сведению данный доклад, Дума постановила: предложить городской управе собрать сведения об устройстве электрического освещения в Екатеринбурге,
Перми и других ближайших городах и передать их в комиссию для дальнейшей разработки вопроса.
Затем было рассмотрено обращение Тобольского отдела императорского общества рыбоводства и рыболовства. Новые условия аренды Коряковского озера создали бы монополию на соляной промысел и привели бы к значительному повышению цен на соль, поэтому члены общества обратились к министру торговли и промышленности и в Главное управление землеустройства и земледелия с просьбой оставить старые условия аренды. Иначе рост цен на соль «вредно отразится на сибирской рыбопромышленности и ляжет тяжелым бременем на беднейшее население».
Собрание Думы вполне согласилось с мнением тобольского отдела и постановило: присоединиться к возбужденному им ходатайству.
С просьбой уменьшить плату за меблированные комнаты обратился в Думу домовладелец П.Г. Ложкомоев. В его прошении сообщалось об открытии меблированных комнат в собственном доме на углу Садовой и Знаменской улиц, по цене от 50 копеек до 1 рубля 50 копеек в сутки. И хотя заведение являлось единственным подобным в Тюмени, ему предстояло выдерживать крайне невыгодную конкуренцию с теми, кто без всякого разрешения отдавал «для постоя в своих домах больше шести меблированных номеров. Ложкомоев сообщал, что такие дома ускользали от всякого обложения в пользу города, так как их владельцы «удачно доказывали наблюдательным органам, что имеют открытыми для публики не более 6 номеров» — а значит, по закону, не подлежали обложению трактирным сбором. И г-н Ложкомоев, естественно, нес убытки, так как его комнаты в большинстве оставались свободными… Далее он просил об уменьшении сбора на 1908 год до 250 рублей.
Городская управа полагала, что, в связи со значительным количеством меблированных комнат у г-на Ложкомоева и выгодном их расположении в центре города, они, как правило, всегда заселены, и в ходатайстве отказала.
Собрание Думы оставило вопрос открытым до следующего заседания, а городской управе поручило выяснить, какое количество номеров находится при гостиницах «Аркадия», «Эрмитаж», «Ницца» и назначается ли с этих заведений сбор в пользу города в зависимости от количества номеров или же только за право содержания буфета…