Депутаты вышли на дорогу
Депутаты Тюменской областной Думы озадачились вопросами безопасности дорожного движения. Выездной День депутата они провели на самых проблемных участках и перекрестках областного центра. Каюсь, на это мероприятие я опоздала: автобус из микрорайона до остановки «Сквер» тащился более часа, вызывая вполне закономерное недовольство катастрофически опаздывающих, как и я, пассажиров. Пришлось довольствоваться семинаром, который устроили для депутатов специалисты архитектурно-строительного университета.
Дорожное строительство в Тюмени в последние годы приобрело масштабный характер. Однако количество дорожно-транспортных происшествий не уменьшается.
Несколько цифр: за 10 месяцев текущего года в Тюменской области произошло более трех тысяч ДТП, в которых погибло 314 и получили травмы более четырех тысяч человек.
Общая численность автомобилей в Тюмени – около двухсот тысяч единиц. Ежегодный прирост – порядка 30 тысяч единиц. А дороги в областном центре рассчитаны на 60-100 тысяч машин (по разным данным).
Кроме того, автомобили выбрасывают в атмосферу 160 тыс. тонн вредных веществ в год, это в полтора раза превышает выбросы предприятий. Загрязнение одним только формальдегидом за последний год возросло вдвое и вчетверо превысило предельно допустимую норму.
Главные проблемы, с которыми сталкивается Тюмень, – неразвитая дорожная сеть, пробки, отсутствие безопасных наземных и подземных переходов и, что немаловажно, низкая культура водителей и пешеходов.
Как справиться с ситуацией на дорогах – об этом говорили собеседники депутатов.
По их мнению, существующие нормативы дорожного строительства и управления движением отстают на 35-40 лет. Кафедра строительства и эксплуатации автомобильных дорог под руководством Анатолия Шуваева вот уже более 10 лет разрабатывает программу управления транспортными потоками в областном центре. Преподаватели и студенты подсчитали интенсивность движения автомобилей, направления транспортных потоков в разное время суток на разных участках и возможности их распределения по городским дорогам. Такие данные есть практически по каждому перекрестку. Между тем, решения по дорожному строительству, к сожалению, принимаются без четкого представления о процессах, происходящих на магистралях.
Так, одно из самых популярных предложений по увеличению пропускной способности – расширить проезжую часть за счет тротуаров. Однако 60 процентов тротуаров у нас и без того не соответствует нормативам. Дальнейшее сужение – ущемление прав пешеходов и угроза их безопасности.
В Тюмени нет магистральных улиц: если на каждом углу стоит светофор, то это уже не магистраль. Именно большое количество перекрестков со светофорами превратило улицу Республики в проклятье для водителей и пассажиров. Кроме того, едва не половина улицы на всем ее протяжении – стоянки. Дорога просто не работает!
Расчетная пропускная способность улицы Мельникайте – 200 тысяч машин в сутки, фактически же – 107 тысяч; улица Пермякова пропускает 92 тысячи машин вместо 113 тысяч. Их «запирают» светофоры.
Все существующие сегодня проблемы были спрогнозированы еще 15 лет назад, однако исследования ученых оказались никому не нужны.
– Мы должны четко знать, какой транспорт будет у нас через 1015 лет, – говорит Анатолий Шуваев, – скоростные трамваи или воздушные подушки? Можно все рассчитать и эффективно управлять дорожным движением.
Да, есть у нас и достижения. К примеру, в Тюменской области самый низкий процент ДТП, связанных с дорожными условиями: по России по этой причине происходит 25 процентов всех аварий, в Тюмени – только 6-8. У нас строятся новые путепроводы, создаются транспортные развязки, одних только многоуровневых гаражей в Тюмени за последние годы появилось 17.
Но пока вопросов больше, чем ответов. Почему с улицы Широтной только два выезда в центр – через путепроводы на ул. Пермякова и ул. Мельникайте? Почему, принимая решение о застройке земель, относящихся к Тюменскому району, в голову не пришло разработать схему движения в МЖК, Восточный микрорайон, на Войновку, соединив путепроводом отдаленные микрорайоны с улицей Республики? Почему маршрутные такси в микрорайоны заканчивают работу в восемь часов вечера? Почему в новых микрорайонах не предусмотрены места для автостоянок?..
Можно было бы задавать еще много вопросов. Радует, что депутаты, которые, как и все остальные жители города, ежедневно сталкиваются с проблемами автомобильного бытия, обратили на них пристальное внимание.