«В театре не бывает скучно»
Театр, действительно, начинается с вешалки. Кто первым встречает вас на долгожданной премьере? Правильно, работник гардероба.
В Тюменском драматическом театре Зинаида Осиповна Шелудкова работает уже 10 лет. Приветливая, неизменно улыбаясь и здороваясь со всеми работниками и гостями театра, она аккуратно примет вашу одежду и обувь. И даже расскажет, кто играет в новом спектакле и кто режиссер. Ее можно встретить здесь в любой день после пяти часов вечера, а в выходные, когда на сцене идут дневные детские спектакли, — на протяжении всего дня.
— Я оказалась здесь, когда вышла на пенсию, — рассказывает она.
— Всю жизнь проработала в «Тюменьстройпути». Сначала простым инженером, потом — старшим, потом — заместителем начальника одного из отделов. А когда вышла на пенсию, знакомая пригласила меня работать в театр. Да так, что теперь никак не могу с ним расстаться! А что, для нас, пенсионеров, хорошее место! Вот сейчас в театре пять гардеробщиц. Все пенсионерки…
Зинаида Осиповна с удовольствием рассматривает людей, приходящих посмотреть спектакли: во что одеты, о чем говорят…
— Публика у нас не самая плохая, — утверждает она. — Как правило, все улыбаются, здороваются, даже разговаривать начинают, если нет большой толчеи у гардероба. Несут номерки, шапки, перчатки, если кто-то обронил их в зале. Вот, мол, верните. Мы выкладываем вещи на видное место в гардеробе, чтобы пропажу быстрее обнаружили.
Но бывает, что посетители принимаются со мной ругаться. Обычно это происходит, когда после спектакля выстраивается длинная очередь за одеждой. Понятно, нервничают, на автобус успеть надо, торопятся все…
Шелудкова немного огорчена тем, что, идя в театр, тюменцы не наряжаются в вечерние туалеты.
— Переобуваются тоже редко, — вздыхает она. — Мне рассказывали, что лет 15-20 назад поход в театр был праздником. А сейчас время другое, после работы — сразу в театр, когда же себя в порядок приводить? Да и переобуваться тоже, вроде бы, нет нужды — не в лаптях же ходим!
Что же делают работники гардероба во время спектакля? Они тоже идут в зрительный зал. Любопытно, что Зинаида Осиповна всю жизнь живет в пяти минутах ходьбы от театра, но до прихода сюда на работу была на спектакле только один раз.
— Но зато теперь не пропускаю ни одной премьеры! — улыбается она. — Нравиться стало, интересно! Люблю больше смотреть на наших актеров, родных, тюменских. Когда гастролеры приезжают, мне нравится меньше. Наверное, это потому, что наших-то знаменитостей я привыкла видеть в холле едва ли не каждый день. Они здороваются, иногда останавливаются поговорить, но чаще бегут по своим делам. Некоторые обращаются ко мне по имени-отчеству. А потом видишь их на сцене, они играют роли — удивительно!
Каждый месяц Шелудкова берет домой новую театральную программку — на следующий месяц.
— Для детей и внуков, — объясняет она. — Мы не очень часто видимся, потому что живут они отдельно. А мы с дедом вдвоем, два старика. Поэтому я очень радуюсь, когда дети приходят в театр.
Представить для себя более подходящее занятие, чем работник гардероба, Зинаида Осиповна не может. Труд не изнурительный, и есть с кем пообщаться.
— Вот только в больницу я не пойду работать ни за что! — вдруг восклицает. — В моем возрасте нужно с молодежью быть: она здоровая и активная, я с нею моложе становлюсь. А если на больных посмотрю, расстроюсь.
Переселения в новое здание Зинаида Осиповна, как и другие работники театра, тоже ждет. Ей интересно и то, каким будет новый гардероб.
— Кажется, что давно пора уже на заслуженный отдых, но, знаете, не хочется. Что мы, пенсионеры, видим, куда ходим? В магазин за хлебом и молоком. А видим только то, что по телевизору показывают… А в театре — жизнь. На молодежь смотрю, какая она красивая, активная, шумная. Вот недавно один из наших молодых бухгалтеров развлекался в холле тем, что клеил всем на спину бумажки с надписью «Моя работа мне очень нравится». Подойдет к человеку, заговорит, и потихоньку — раз, и приклеит надпись. А мы, гардеробщицы, смотрим, и нам тоже весело. Здесь жизнь!
***
фото: Зинаида Шелудкова