Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В общепит за «длинным рублем»

Легко ли работать в кафе быстрого обслуживания? Качественные ли продукты попадают на тарелки к клиентам? О таких вещах можно судить, взглянув на заведение «изнутри». Наш корреспондент, один день поработавший в «Ростиксе», сделал любопытные выводы.
Через тернии
Устроиться на предприятие быстрого обслуживания студентке не так-то просто. Конечно, повсюду висят объявления о наборе «молодых, энергичных, можно без образования», однако на деле все сложнее.
Большинство студентов свободны в послеобеденное время, но работодателя это не всегда устраивает — вечером и так персонала много. Менеджеры берут твою анкету, заученно улыбаются и обещают позвонить, если ты понадобишься. Но, по выражению лица-то видно, что никто с тобой не свяжется… А вот если готов работать утром — другой разговор. Только не всякий пожертвует лекцией, чтобы явиться в кафе к восьми утра. Приходится выбирать.
Однако, заполнив анкету и получив обещание о трудоустройстве, нельзя быть уверенной, что уже завтра выйдешь на работу. Звонка из «Ростикса» я ждала четыре дня вместо оговоренного «завтра». Ходила вокруг телефона, ходила… Да вот только пришлось еще раз лично явиться на предприятие и напомнить о себе, но уже директору, а не его заместителю.
И вот настал «момент X» — день выхода на работу. На не слишком выгодных условиях, впрочем. Работник низшего звена за час получает около тридцати пяти рублей. Правда, с декабря ожидается повышение до тридцати семи. Скорее всего, это связано с появлением серьезного конкурента — рядом открывается «Макдональдс», которому тоже нужны кадры. Особенно будут приветствоваться те, кто прошел школу «Ростикса».
Конечно, тридцать семь рублей — это не предел, но первое время ты будешь получать столько. Как долго продлится «первое время»
— неизвестно. Да и кто такой стажер, на должность которого я вышла? Это разнорабочий, он должен безропотно все выполнять, потому что к нему пока «прицениваются». Радует, правда, что продолжительность смены можешь выбирать сам. Но обещанный гибкий график не всегда таковым явля ется. Жаль, что на собеседовании об этом не сообщают.
Как выяснилось, предприятие может подстроиться под твое расписание только на 70-80%, а дальше — как повезет. Так что прогуливай лекции, чтобы делать сэндвичи!
Заведение открывается в одиннадцать утра, но приходить работник должен раньше, чтобы подготовиться к приему клиентов. Мне, правда, пришлось ехать обратно домой, потому что «фейс-контроль» не прошла. У меня не было ни черных брюк, ни туфель такого же цвета. К тому же, я была одета в водолазку, а наличие «горлышка» для работника «Ростикса» недопустимо. Удивляет одно: почему никто не сказал о форме одежды во время трудоустройства? Видимо, нужно угадывать желания начальства.
Приведя себя в достойный вид, я вернулась и, наконец-то, надела фирменную форму. Начальник протянул мне ее со словами: «Иди, погладь эту. Кажется, она чистая». Да уж, по масляным пятнам заметно… Футболка, кстати, оказалась с огромными дырками в том месте, где некогда красовался бейдж. Видимо, она много повидала на своем веку. Что ж, новую форму стажерам здесь, похоже, не выдают. Бейджи, впрочем, тоже. Мне вручили какой-то старый, с именем «Марина». Неужели трудно напечатать новый?
Прочитав требования к внешнему виду персонала, я решила проверить, насколько четко они соблюдаются. В памятке указывалось, что футболку необходимо заправлять. Я это пожелание проигнорировала. Заместитель директора тут же сделал мне замечание. Несмотря на мои уговоры, он остался глух к аргументам типа «это будет смотреться ужасно» и упрямо настаивал на своем. Что ж, «плюс» ему за соблюдение требований. А футболку мне все-таки пришлось заправить.
Потом я совершила экскурсию по «изнаночной стороне» заведения, куда допускают только работников. Это маленькое помещение с узкими коридорами, небольшими комнатками и скользким покрытием совсем не похоже на основные залы. В глаза бросился юноша, который распаковывал прямо на полу пакет с полуфабрикатами. А если выпадет? Маловероятно, что замороженное куриное филе отправится в мусорное ведро. В «Ростиксе», кстати, мясо используется в форме полуфабрикатов. В самом заведении их только панируют и жарят. Что ж, зато никаких замечаний по поводу первичной обработки.
***
Тяжело в учении — легко в бою?
С двенадцати до двух наступает «горячее время». В кафе собирается толпа, которую нужно накормить как можно скорее, ведь «Ростикс» именует себя «предприятием быстрого обслуживания».
В идеале заказ должен быть готов за минуту, хотя допускается и трехминутное ожидание. Что творится на кухне в этот момент! Все снуют, кричат, торопятся, в спешке обжигаются. Отовсюду несутся восклицания типа: «Две порции картошки!» или «Начинку мне немедленно!». А ты, как случайный прохожий на этом «празднике жизни», потому что искренне недоумеваешь, где все взять. Кажется, что попадаешь в какое-то другое измерение. Чувствуешь, что просто путаешься у всех под ногами.
Вот, опять нервная девушка в бежевой рубашке (наверное, не простой работник, раз форма отличается), с которой я еще не успела познакомиться, резким тоном требует принести начинку для «Твис-тера». Понятия я не имею, где она лежит! Нарезаю лимон, а у меня из рук выхватывают нож и раздраженно говорят, что я делаю слишком толстые дольки. Они должны быть почти прозрачными. Вскоре я буквально сбежала в зал, чтобы уносить грязные подносы. Все, что угодно, только не это столпотворение.
Работа в зале — тоже не сахар. Нужно бегать и тщательно следить, чтобы на столах не стояли пустые подносы. Но зала-то три, а я одна! Вот и пришлось нагромождать поднос на поднос, сминать гору бумажных стаканчиков, чтобы все унести одновременно и в этот зал больше не возвращаться.
Один раз по неосторожности опрокинула на себя стаканчик с борщом. Благо, он уже остыл, но ощущать на себе мокрую одежду как-то мерзко. Да и пахло блюдо неприятно, как суп быстрого приготовления. Хотя я своими глазами видела, что борщ наливают из большой кастрюли, а не разводят в сторонке. Бордовые пятна были не слишком заметны на красной футболке, но ходить по залу в таком виде все равно стыдно. Да и некоторые клиенты видели мой промах. Подпортила имидж заведения своей неаккуратностью… Пришлось ползать на коленях посреди зала и вытирать лужу. Такое вот спорное удовольствие.
К тому же мусорные мешки, куда я выкидывала одноразовую посуду, как назло, мгновенно наполнялись. Мне несколько раз приходилось утрамбовывать содержимое огромных пакетов руками без перчаток, завязывать узел и нести на хрупких женских плечах к служебному входу. Потом помыла руки — и снова в зал, никакого тебе отдыха. В заведениях быстрого обслуживания не любят тех, кто быстро утомляется.
Зато появилась возможность изучить клиентов. «Ростикс» — не сугубо молодежное заведение, как считают многие. Картофелем фри перекусывали и серьезного вида мужчины при галстуках, умудряясь еще и с ноутбуком одновременно работать. Мамы с маленькими детьми тоже сидели за столиками. Карапузы радостно наворачивали шоколадные кексы. Все-таки быстрая еда привлекает не только нетерпеливых подростков.
Когда обеденное время вышло, народу в заведении поубавилось. Персонал стал посвободнее: ребята принялись болтать, даже дурачиться. А еще они начали давать мне задания. Первым делом отправили на мойку. Я рьяно принялась протирать влажной тряпкой гору подносов. Но разве можно добиться таким образом стерильной чистоты? Ой, сомневаюсь…
Потом меня отправили «колдовать» на кухню. А там фритюрницы, тостеры, что-то типа пароварки… Путаешься в обилии техники. Я взялась готовить картофель. Думаете, это так просто? Нет, тут своя стратегия. Сначала нужно высыпать строго определенное количество замороженных полуфабрикатов в странную посуду, напоминающую прямоугольный ковш с дырочками, и опустить ее в кипящее масло. Потом картофель надо периодически сильно встряхивать, чтобы он не слипся. Я, конечно, умудрилась обжечься при этом, продолжая серию неудач. В итоге картофель все-таки был готов, и меня обуревала невероятная гордость. Посчитав себя отныне настоящим профи, я уверенно принялась нарезать помидоры. Но, увы, тут получила замечание за то, что делала это без перчаток.
Приятно, что в «Ростиксе» так трепетно относятся к подобным вещам. Потрудившись на кухне, которая доселе казалась мне местом для асов, я поняла, что в ритм влиться вполне реально. Здесь даже будет несложно, когда действия дойдут до автоматизма. «Главное — делать все быстро и качественно. Много ума не надо», — просвещал заместитель директора Андрей.
***
Недружная дружина
Особо хочется сказать о коллективе. «Ростикс» позиционирует себя как заведение, где все — одна команда, которая работает дружно. Может, была не та смена? На кухне кто-то с кем-то обязательно переругивался, одновременно успевая готовить сэндвич. Вот универсалы! То же самое продолжалось и во второй половине дня, когда клиентов мало.
Да и отношение к новичкам в «Ростиксе» странное. Мне повезло, что рядом оказалась улыбчивая блондинка Анна, которая объясняла мне, как готовить сэндвичи и совершенно не злилась, когда я неправильно заворачивала начинку в лепешку тортильяс. Ну, не запомнилось мне сразу это хитрое действо! Но Анна все равно терпеливо наблюдала, как я просыпала нашинкованный салат и забрызгивала стол майонезом. То же самое можно сказать об Антоне, высоком юноше в джинсах, тут и там перепачканных мукой. Он честно пытался посвятить меня в таинства панировки. Сначала филе нужно обвалять в муке, потом встряхнуть, снова обвалять, расположить на противне в определенном порядке куски. Или наоборот все делается? Но он упрямо возился с такой нерадивой ученицей, как я. У остальных не хватало либо времени, либо нервов. Некоторые сотрудники вообще смотрели на меня с пренебрежением и сквозь зубы цедили, что за пакет с картофелем надо с другого конца браться. Как с таким отношением можно обучить стажеров? Когда с тобой в первый день разговаривают надменно-снисходительным тоном, желания работать дальше не возникает.
К концу первого рабочего дня я чувствовала усталость, хотя на правах новичка выполняла гораздо меньше, чем все остальные. Возможности продолжить дальнейшее обучение в «Ростиксе» не было. Работать, не оформляясь, разрешается только один день. Мне его, конечно, не оплатили, потому что в штате я не осталась. Зато приобрела полезные навыки. К концу дня я жарила картофель фри по всем правилам, неумело делала сэндвичи и поднаторела в лавировании по залу с несколькими подносами.
Стоит ли работать в такого рода заведениях? Каждый может сам взять калькулятор и посчитать. Сил на работу в заведениях быстрого обслуживания тратится много, что несоразмерно зарплате сотрудника низшего звена. А ведь он трудится не меньше, чем все остальные. Зато санитарно-гигиенический уровень, признаться, порадовал. Твердая «четверка». Я ожидала худшего.
***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта