Хитросплетения лифтового хозяйства
В 2007 году количество лифтерных в городе сократилось в три раза. Еще три года назад для обслуживания 423 лифтов, расположенных в муниципальном жилом фонде, требовалось как минимум 96 лифтерных и двести лифтеров – бабушек и дедушек с начальным техническим образованием. Их главной задачей было как можно быстрее добраться из своего пункта «А» в пункт «Б», где застряли в кабинке люди. Но если учесть, что дома, которые обслуживали лифтерные, порой располагаются на приличном расстоянии друг от друга, то становится ясно, что скорость передвижения не могла быть высокой. Работа по старинке год от года становилась все менее эффективной.
Пять лет назад принято решение внедрить в лифтовом хозяйстве города единую автоматизированную систему диспетчерского контроля «Энергия». Предполагалось, что это позволит убить сразу нескольких зайцев: улучшить техническое обслуживание лифтов, снизить затраты на содержание хозяйства, зарплату лифтерам, обеспечить выполнение элементарных правил техники безопасности и эксплуатации. Ожидали, что система даст возможность более оперативно отслеживать техническое состояние механизмов, сократит сроки эвакуации людей из поврежденного лифта и количество обслуживающего персонала.
Кроме того, внедрение единой диспетчерской системы позволяет жильцам, избравшим одну из форм управления многоквартирным домом, не зависеть от ранее закрепленной за их домом компании. Если ее работа не устраивает – можно перейти в другую. Выбор хоть и невелик, но есть. Сейчас на муниципальном жилом фонде города работает пять таких компаний: ТМУП «Горлифт» (обслуживает 150 лифтов), «Тюменская лифтовая компания» (138), «Сиблифт» (62), «РСУИнвест» (48) и «Лифт Модерн» (25).
Правда, как отметил председатель постоянной комиссии по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству Александр Захаров, о единой диспетчерской системе говорят много, но слишком часто в сослагательном наклонении. Но до сих пор, например, сервер для обработки данных – один на весь город, и пока он соберет всю информацию, пока передаст… Много жалоб по-прежнему поступает и от жителей на медлительность выезда аварийных бригад, особенно в выходные дни и праздники, на сбои в работе лифтовых механизмов в морозы и в условиях повышенной влажности.
Среди всех прочих коммунальных проблем, считает Захаров, остановка лифта становится для жителей многоэтажных домов проблемой первостепенной. Воду или отопление включают обычно в течение суток, а лифты могут простаивать неделями и месяцами. Ежедневно спускаться и взбираться на десятый или двенадцатый этаж для молодых мам с колясками и пожилых людей становится сплошной мукой. Что уж говорить о людях, которые годами живут в девятиэтажках без лифта! Таких домов в городе 12. Согласно проекту лифт там должен быть, но строители сэкономили и сдали здание по упрощенному варианту – только с лестничными маршами.
До конца разобраться со всеми сложностями и хитросплетениями работы лифтового хозяйства депутаты планируют на заседании городской Думы в четверг на следующей неделе.