Главсибтрубопроводстрою — 50
1 июня 1973 года распоряжением Совета Министров СССР в составе недавно образованного Миннефтегазстроя создано Главное управление по строительству магистральных трубопроводов в районах Севера и Западной Сибири — Главсибтрубопроводстрой. Начальником главка был назначен Владимир Григорьевич Чирсков, по образованию механик и экономист.
Созданию специализированного управления предшествовал ряд условий. Строительство объектов в труднодоступных районах с тяжелейшими природно-климатическими условиями на удалении от баз материально-технического снабжения и ремонтных служб потребовало автономного режима строительно-монтажных работ. Весь объем работ до тех пор выполняли подразделения главных территориальных трубопроводостроительных управлений и объединений. Создание же хозрасчетного управления Главсибтрубопроводстрой способствовало более эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов при безусловном выполнении плана.
Первоначально в главке было три треста, в 1974 году добавилось еще четыре. Именно в ГлавсибТПС впервые в отрасли линейные тресты стали комплексными трубопроводными. Они получили название комплексных технологических потоков (КТП) или комплексных колонн высокого темпа (ККВТ). Такая реорганизация позволила свести к минимуму число внешних связей в управлении линейным строительством и повысить хозрасчетную ответственность трестов за ввод в эксплуатацию трубопроводных систем.
Большие изменения коснулись и строительства компрессорных и нефтеперекачивающих станций: теперь оно велось комплектно-блочным методом, главный принцип которого в перенесении строительных и монтажно-наладочных работ в сферу промышленного производства с последующим транспортированием блоков на строительную площадку.
В Главсибтрубопроводстрое впервые в отрасли были внедрены технологии, позволяющие прокладывать трубы при экстремально низких температурах воздуха, в заболоченных и обводненных местностях, в вечной мерзлоте. Здесь начали использовать новые строительные машины при устройстве лежневых дорог и транспортировке труб, применять контактную сварку неповоротных стыков с использованием установки «Север-1», внедрили новую технологию изоляционно-укладочных работ, начали закреплять трубопроводы от всплытия на проектных отметках раскрывающимися анкерами АР-401, выстреливаемыми анкерами и нетканым синтетическим материалом. Последние два метода были реализованы совместно с проектным и научно-исследовательским институтом Гипротюменнефтегаз.
За восемнадцать лет коллективы главка построили и ввели в эксплуатацию более 30 тысяч километров трубопроводов, в том числе 20 тысяч километров магистральных, 100 компрессорных и нефтеперекачивающих станций; проложили головные участки на 18 нитках магистральных газопроводов диаметром 1420 мм с давлением 75 атмосфер (они до сих пор обеспечивают страну газом). За досрочное выполнение заданий десятого пятилетнего плана (1976-1981 гг.) коллектив главка награжден высшей наградой — орденом Ленина, а более трех тысяч его работников награждены орденами и медалями.
Главный же итог работы коллективов главка виден всего в нескольких цифрах добычи и транспорта нефти и газа с тюменских промыслов. Eсли в 1973 году добыча и транспорт составили 88 млн тонн нефти и 20 млрд кубических метров газа, то в 1988 году было добыто и транспортировано по трубопроводам соответственно 400 млн тонн и 569 млрд кубических метров. История не знала ни таких темпов, ни таких масштабов добычи и транспорта нефти и газа и строительства трубопроводных систем при жизни одного поколения! Секрет, по моему мнению, в людях. В Миннефтегазстрое всегда тщательно подбирали кадры для всех звеньев строительного производства, от мастеров до начальников главных управлений. Во многих случаях наличие высшего инженерного или среднего специального образования являлось обязательным. Приветствовался опыт работы в отрасли. Работа в Миннефтегазстрое обещала служебный рост, достойную зарплату и возможность получить награду за свой труд.
Но главное, что трубопроводостроители влюблялись в свою профессию и очень редко переквалифицировались. Пройденные трассы не забываются, хочется этот опыт повторить! Напомню, что это были люди 25-40 лет, а работников старше пятидесяти было не более десяти процентов. Большую помощь в подборе кадров для главка оказывал комсомол. Eсли в 1973 году в главке работало 3000 человек, то в 1988 году — уже 35 тысяч. Попробую назвать хотя бы некоторых строителей магистральных трубопроводов, оказавших заметное влияние на всю деятельность Миннефтегазстроя. Это сварочно-монтажные бригады В.В. Бадьо, Героя социалистического труда Б.П. Дидука, В.Ф.Каленова, В.В. Костырева, В.И. Машкова, В.Н. Можарова, изоляционно-укладочные колонны А.С. Быкова, В.В. Маденова, Ю.И. Рыжкова, бригада водителей Н.М. Гнатишина. Это первые руководители трестов: СеверТПС — Н.П. Игнатов, А.И. Черников, СургутТПС — Г.И. Рубанко и его главный инженер, креативный А.П. Котов. СамотлорТПС -И.И. Бабаков, ПриобьТПС -И.E. Сухарев, главный инженер A. Карташев, Казымгазпромстрой -B. Ф. Лысюк (один из авторов поточно-совмещенного метода строительства КС), Тюменгазпромстрой -Л.К. Горячий, А.И. Доценко, главный инженер В.Н. Тиликов, ОргтехТПС — А.И. Брун. Экспериментальное строительное управление N 38, которое входило в состав ОргтехТПС, выполнило комплекс работ по закреплению трубопроводов от всплытия выстреливаемыми анкерами и анкерами АР-401. Это же управление построило кардиоцентр в Тюмени и два жилых дома. Работая в ОргтехТПС главным инженером, а затем управляющим, я часто встречался с работниками аппарата главка и не только, и хочу сейчас вспомнить о них. Это А.А. Апасов, М.И. Багров, А.И. Баршап, А.П. Белоглазов, В. Беломесов, Э.П. Бессараб, О.Я. Блеч, Ю.И. Бочаров, Ю.А. Букрин, В.И. Васильев, С.П. Вельчев, Ю.И. Гапоненко, А.М. Гордышевский, С.П. Гурьяшов, К.Н. Денисюк, Г.Н. Завалковский, Б.А. Изберлинов, В.Н. Кабачков, Я.Э. Кицлер, В.А. Конев, Ф.Э. Ксендзов, В.П. Меньщикова, А.А. Новиков, E.В. Обласов, Н.П. Охрименко, В.М. Павлюченко, В.М. Попов, В.В. Постников, Г.И. Рядовых, Г.В. Святова, В.Д. Смагин, В.К. Симоненко, Г.E. Субботин, А.С. Трофимов, А.Д. Фукс, В.К. Чевлытко, В.А. Шабалин, А.А. Шалык, В.П. Шандыбин, E.А. Эпштейн.
У руководителей главка Н.И. Курбатова, Н.И. Кизуба и П.П. Шабанова одинаково схожие производственные судьбы. Все они инженеры-механики с высшим образованием по специальности «Организация и технология сварочного производства». Первый заканчивал Томский политехнический институт, двое других — такой же институт во Львове. Далее все прошли одинаковую служебную лестницу, начиная с мастеров строительного участка. Жизнерадостный и остроумный, но при этом немногословный и собранный Николай Иванович Кизуб всех заражал энергией, которая так была необходима на строящихся трассах. В 1978 году он возглавил главное (территориальное) производственно-распорядительное управление Миннефтегазстроя по Западной Сибири, а затем, уже в Москве, руководил в отрасли сооружением зарубежных объектов.
Курбатов работал вначале главным инженером, затем стал начальником главка. Это был очень демократичный руководитель, двери кабинета которого никогда не закрывались. Николай Иванович был человеком с юмором. Именно от него я услыхал шутку, что если срок исполнения документа, допустим, один месяц, то этот документ и откладывается в стол на один месяц.
Северная одиссея Шабанова началась в 1968 году на строительстве надземного газопровода Мессояха — Норильск, где он руководил хозрасчетным участком СУ-3 треста Мосгазпроводстрой, расположенном на самом тяжелом отрезке трассы в Левинских Песках (район Дудинки), где в 1969 году я с ним и познакомился. Затем работал в тресте СеверТПС главным инженером и управляющим, а потом сменил Курбатова на посту начальника. А последним руководителем главка был А.А. Гердт.
Строительством компрессорных станций и наземных объектов руководил Табрис Фаляхович Хуснутдинов. Меня всегда поражали его глубочайшие знания строительной отрасли. С Мясниковым, заместителем начальника по кадрам и быту, меня связывали теплые и дружеские отношения. Он умело «комиссарил» на строящихся трассах. И ведь все у него получалось. С известным утверждением немецкого публициста Эдуарда Бернштейна «Движение — все, конечная цель -ничто» Геннадий Михайлович категорически не соглашался, утверждая, что движение — все и конечная цель — еще более все! Другие заместители — В.П. Пчельников, Б.П. Исаев и А.А. Парамонов.
Теперь о первом начальнике главка, в дальнейшем заместителе, первом заместителе и министре строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности Владимире Григорьевиче Чирскове. Этот руководитель на протяжении всей жизни учился. Владимир Григорьевич точно рисовал перспективы, и невозможно было не поддаться его убежденности. Без сомнения, начальник главка был реальным лидером в области новых технологий и технических решений. Лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, доктор технических наук, депутат Верховного Совета СССР, народный депутат РСФСР, он написал также множество книг по трубопроводостроению.
Но — это сугубо мое мнение, -звания и регалии не отражают масштаба человеческого гения. Это как Луи Армстронга назвали бы народным артистом США. Такого звания в этой стране нет, но гению оно и не нужно. А вот то, что его именем назвали международный аэропорт в родном Новом Орлеане — другое дело! Так и город, который бы назывался Чирсков, звучал бы для меня гораздо приятнее, чем все вышеперечисленные регалии.
1 июня в Тюмени состоится торжественное собрание ветеранов главка, посвященное 50-летию его образования.
В статье использованы материалы книги Владимира Чирскова «Забвению не подлежит», Инкомбук, М-ва, 2002 и статьи Александра Парамонова «Вспомним о Главсибтрубе», газета «Тюменский Курьер», 1.06.18 и данные из Википедии.
***
фото: Так строилась таежная трасса (фото из альбома Алексея Щукина «Рядовые великого похода»).