Стихия воды дала нам передышку
Кажется, никогда так мало, как в этом году, мы не писали о паводке. В прежние годы сообщения о том, на сколько сантиметров поднялась Тура, публиковались практически в каждом номере. Пусть паводок-2023 года прошел незаметно для обывателя, но это не значит, что забота о состоянии дамб у городской администрации отошла на второй план.
Раньше дамбы строили так: привозили грунт, укладывали, когда склон зарастал травой — ее косили. Некоторые дамбы в городе такими и остались — они похожи на кочки. Но есть и современные. Например, на Оброчном озере. Eе отремонтировали в прошлом году по проекту компании «Запсибгидропром».
Подрядчики принялись за дело прошлой весной после паводка.
— Русло зажато справа и слева — территория в частной собственности, — рассказывает директор компании «Запсибгидропром» Игорь Кузнецов. — Сначала хотели сделать пологий откос, закрепить его щебнем, чтобы не размывало и чтобы устойчивый был. Решили сделать подпорные стены из габионов — сетчатую конструкцию заполнили щебнем, предварительно проверили на устойчивость и опрокидывание. На Руси применялись подобные, только вместо сетки был короб из лозы, короба эти заполняли грунтом или камнями.
Ремонт дамбы проектировщики контролировали постоянно, сооружение сложное — пока проект существует только на бумаге, нельзя учесть все. Иногда приходится дополнять. На участке дополнительно уложили гранитное полотно, а уже на него поставили габионы. Со стороны железной дороги построили подпорную стену и укрепили берег щебнем, чтобы вода на рельсы не попадала.
— Здесь воду сливает ТЭЦ-1, почти 800 кубических метров воды в сутки, остановить поток невозможно, — объясняет Игорь Кузнецов.
Чтобы не допустить ошибок при строительстве, Игорь Юрьевич проводит авторский надзор. Это пожелания заказчика. Однажды вместо суглинка для строительства завезли супесь. Конечно, оперативно заменили.
Как часто проводить такой надзор — решает заказчик, но не реже одного раза в месяц.
— Что еще может пойти не так?
— Гидротехнические сооружения опасны, — объясняет Игорь Юрьевич, — авария может привести к жертвам, поэтому на строительство кого попало не отправляем -все работники опытные.
Eще в задание проектировщиков входят велосипедные дорожки. Оставлять откосы дамбы просто засыпанными щебнем — нецелесообразно. На этом участке заказчик тоже хотел соорудить велодорожки, но поздно спохватились — проект уже начали выполнять.
— Выход — спроектировать благоустройство отдельно. Приветствуется, если на сооружении будет асфальт. Тогда горожане смогут бывать здесь, гулять. Они заметят, что кто-то порезал сетку, могут вовремя сообщить, тогда подрядчики оперативно сделают заплатку.
Участок дамбы № 8 вдоль улицы Судостроителей планируют реконструировать в этом году. В перспективе — через 15-20 лет -здесь появится дорожная развязка. А пока решается вопрос защиты территории от затопления. Чтобы не конфликтовать с горожанами и застройщиком дома № 2 на улице Судостроителей, приняли решение сместить дамбу в сторону русла.
— Теперь предстоит поменять ось сооружения, сохранить забор и трансформаторную подстанцию, которая оказалась в теле дамбы. Вдоль будут вырублены деревья, а территория отсыпана, — говорит Кузнецов.
До того, как ТЭЦ-1 реконструировали, здесь была старица, жители осваивали территорию, застраивались, защищались дамбами. Потом уложили трубы, мощность станции стала больше, и трубы перестали справляться — дамбу промыло.
— Eсли трубы уберем, то уровень воды в озере станет ниже, а откос, сейчас затопленный, высохнет, — объясняет Игорь Кузнецов. — И тогда можно спокойно выполнять строительно-монтажные работы, которые продлятся до ноября этого года.
***
фото: Отремонтированная дамба.