Ни мраморной доски, ни скромной таблички….
Я редко бываю в своих родных краях, на улицах Герцена и Первомайской, а когда попадаю, то очень расстраиваюсь.
Улица Дзержинского превратилась в тупик после того, как криво, поперек двора, построили двухэтажное здание первого Дома быта. Строить поперек улиц и обязательно криво — отличительная черта нашего градостроительства. Примеров много, стоит выйти на любую улицу, особенно в центре города, как увидишь эту картину.
Нет уже ни нашего дома (улица Герцена, 48), ни соседних, где проживало много интересных людей, с разными судьбами и происхождением. На месте двух снесенных выстроили многоэтажные дома с элитными квартирами, жильцы которых не знают, как носить воду из колонки на коромыслах и бегать в уборную во дворе за сараями, особенно зимой. Третий дом снесли позднее всех, в 2015 году, и сейчас там платная автостоянка, а сколько семей жило в этом доме! Всегда вспоминаю мою первую учительницу Валентину Eфимовну, с которой мы вместе шли из школы, и она дала мне почитать мою первую книжку, «Чук и Гек» Гайдара. На втором этаже жили артисты-супруги Сутулины, а также актриса Ольга Краева. На первом этаже — семья художника, оформителя афиш кинотеатра «Темп» З. Зайнашева, у которого в семье росло пять мальчиков. Eго сын, мой ровесник, Малех, закончил архитектурный институт в Свердловске, после работал в Тюмени. Очень жаль, что он рано ушел из жизни, но оставил запоминающиеся работы: три девятиэтажных дома по улице Мельникайте, рядом с областной больницей, и всем известный дом с кафе «Кристалл» на улице Республики, 131, где делали цыплят табака, спрос на них был невероятный. Оригинальность этому дому придавала стеклянная галерея, построенная на крыше, в которой разместились мастерские художников.
Очень красивые дома спроектированы Малехом Зайнашевым в деловом квартале улицы Республики, между улицами Профсоюзной и Орджоникидзе, и часть зданий по улице Урицкого.
Запомнились складчатые ставни на первом этаже дома, где жила семья милиционера, у которого была служебная собака. Сейчас мне удивительно, что в то трудное послевоенное время Eлена Николаевна Анисимова, дочь бывшей дворянки, купила своей дочери Светочке, нашей сверстнице, пианино, на котором та училась играть, нам это казалось дивом. Света окончила наше музыкальное училище, после консерваторию в Свердловске, и стала концертмейстером.
И вот от этого дома остался пустырь, где стоят в ряд легковые машины и грустно шелестит ветвями на удивление не вырубленный тополь, который рос пышно во дворе некогда этого дома.
Среди каменных джунглей затерялся домик Хацкелевичей. Дом, который казался мне в детстве большим, сейчас выглядит совсем маленьким, уже без палисадника, да в самом домике закрыли вход с крыльцом, что вел прямо в кухню, перенесли его на западную сторону, нет и амбара под крышей, где мы играли в детстве с Ритой Хацкелевич. Прохожу без удовольствия Городскую площадь: когда-то на ней располагался целый квартал домов, которые были снесены подчистую для строительства здания администрации города. Помню хлебный магазинчик, прозванный народом «каменушкой», где продавался белый хлеб по 20 копеек за буханку, очень вкусный, пышный, с румяной корочкой и всегда пропеченный, привозили его сразу из хлебокомбината, что был за углом на улице Урицкого. Ванильный аромат пряников и свежего хлеба витал по всему кварталу.
Не забыть громадный тополь, что рос напротив магазина во дворе дяди Бори, у которого жил и гостил Владислав Крапивин, тогда еще не писатель, но позднее прославивший эти улицы в своих произведениях, отчего эти места сейчас называются крапивинскими.
Попал под бульдозер дом с парадным крыльцом и палисадом с пышными кустами сирени, где жил хирург Павел Иванович Сазонов (1900-1987 гг). Будущий хирург родился в Тобольской губернии и был восьмым ребенком в семье. В 1929 году закончил медицинский факультет Пермского университета. По направлению приехал в Тюмень. В годы войны работал хирургом в эвакогоспитале, оперируя раненых, он разработал методику костнопластических операций, которые многим помогли избежать ампутации. После войны заведовал хирургическим отделением обл-больницы. Первым в Сибири сделал операцию на сердце. Eго сын и дочь тоже стали врачами. Нет ни памятной доски, ни таблички на месте его дома.
Только в памяти старых тюменцев остался небольшой полуподвальный магазинчик на улице Первомайской, как раз напротив цирка. Работал он от Коопторга, куда экспедиторы привозили необыкновенно вкусные яблоки сорта «апорт» из Средней Азии, красное крепленое вино из Молдавии, бочки которого на телегах завозились в каменный подвал этого магазина, вобла с Волги, конфеты из лучших кондитерских фабрик Москвы. Магазин работал с утра до 21 часа, а в предпраздничные дни до 23 часов, и покупателей всегда было много. Все это я хорошо помню, так как продавцом там была моя мама.
Нет прекрасного здания бывшего Дома пионеров, который в свое время располагался в особняке братьев Злоказовых, купцов и крупных промышленников из Eкатеринбурга. Производство их было громадное, включая винокуренные, химические, стекольные, чугуноплавильные заводы, суконные фабрики, мукомольные мельницы. Братья Злоказовы делали большие пожертвования на создание Тюменского пожарного общества, на организацию развлекательных мероприятий. Купцы Злоказовы покинули страну в 1919 году. После войны в их доме на улице Первомайской разместился дворец пионеров со множеством кружков. Кружки все были бесплатные, я бегала в танцевальный, а мальчики обожали столярный, которым руководил мой дядя Андрей Матвеевич Шитиков, вернувшись с Великой Отечественной войны. После переезда пионеров в новое здание на улице Челюскинцев, в старом доме осталась театральная студия под руководством артиста драматического театра Ансарова, а с 1980 года размещалось конструкторское бюро. Уже была возведена коробка здания нынешней администрации, но дом братьев Злоказовых еще стоял, пока в 1982 году его поспешно, за два дня, разрушили — к большому сожалению всех, кто понимал его историческую ценность.
Иду по Городской площади и думаю, как бездарно оформлено это громадное пространство. Как по трафарету посажены ели по обе стороны громадного здания, по внешнему виду елочек видно, что жизнь их не удалась, большая загазованность пагубно действует на протоплазму клеток. Хвойные деревья хорошо растут в лесу. По краям клумбы выстроились в ряд длинные белые перекладины с цепями, к которым прикреплены сидения. Странная идея водрузить качели под окнами такого дома; как бы не создалась картина несанкционированного митинга! Хотя мест отдыха в городе мало, и качели не пустуют. Как не вспомнить танцы под оркестр в субботу и воскресенье в тюменских садах -Городском, Железнодорожном, Шверника, Загородном и Ленинском. Звуки мелодий разносились по всей округе, сердце радовалось.
Вдруг увидела фотовыставку, посвященную 55-летию детской художественной школы имени Митинского, и с радостью стала ее рассматривать. Увидела фото молодого Александра Павловича, а также в том возрасте, когда он преподавал нам уроки рисования в средней школе № 50. Как мне нравилось подбегать к нему со своей работой, и Александр Павлович небольшими штрихами карандашом совершал чудо, и рисунок становился выразительным и красивым. На стенде представлены акварели художника, его знаменитые черточки, столбики так выразительны и неповторимы, присущи только ему, как и знаменитые его светотени. Как приятно смотреть на прошлое нашего города, такого милого и непосредственного в работах Митинского.
Поразили работы учащихся. По рисункам видно, что они любят свой край, с охотой рисуют уютные уголки Тюмени, купола, храмы, и это не дань моде, а восхищение родным городом, желание сохранить то, что так стремительно исчезает под напором урбанизации. Очень красивые акварели и графические работы, хорошо отражено пространство, перспектива и движение. Смотреть одно удовольствие, но неплохо бы было выставить скамейки перед стендами, чтобы можно было с большим комфортом любоваться этой красотой. Можно было на качелях сэкономить для этого случая. Стенды обошла несколько раз по кругу и поразилась, сколько у нас юных талантов, так бы хотелось, чтобы их творчество развивалось, жизнь способствовала бы этому процессу, и они достигли бы вершины мастерства, я в этом уверена, как их учителя, которые представлены на стенде отличной фотографией в центре с любимым мною художником Васильевым.
Надо почаще делать подобные выставки о простых людях нашего города, представителях различных профессий — врачей, учителей, продавцов, медицинского персонала, работников технической службы и пенсионеров, было бы желание у властей.
С приподнятым настроением от встречи с прекрасным поехала домой. Извините, опять получилось много текста.
***
фото: Улица Первомайская — 1988-1990 гг. (фото В. Турбина);Бывший дом братьев Злоказовых на углу Первомайской и Урицкого (фото из архива Н. Квитова).