Запад есть запад, восток есть восток. И с места они не сойдут
Это, как всем известно, сказал Киплинг. Но формулировка вполне справедлива и для других случаев жизни. Например, для размышлений, как идет реконструкция улицы Ленина, начало которой -на западе (если быть точным, на северо-западе), а заканчивается улица на востоке, уткнувшись с разбега в улицу Мориса Тореза.
Закончится нынешнее, бойко начавшееся строительное лето. Пересчитают строители раскинувшиеся веером поперечные улицы и улочки — Перекопскую, Красина, Тургенева, Семакова, Кирова, Челюскинцев, а может, и далее. Может быть, приостановятся — на зимние каникулы, да и пойдут считать дальше, «пока не зарябит тебе в очи», как сказал бы по этому поводу Николай Гоголь, доживи он до наших дней и погляди на то, какие птицы-тройки летают теперь по российским дорогам.
Два месяца прошло с начала строительства — оно же реконструкция. Может быть, только сейчас проектировщики, заказчики и подрядчики поняли, какую махину они взвалили на свои не хилые плечи. Да и задачу перед ними поставили непростую. И старую начинку улицы поменять, и платье ей новое, красивое и немаркое, сшить и в то же время утолить жажду познания археологов и историков. Два месяца прошло, а все еще топчутся в первом квартале, между музеем и улицей Перекопской, ворчит обыватель.
Не для осуждения повторяю эти слова. За два месяца я изодрал свои кроссовки, ежедневно, а то и дважды на дню снуя между раскопами археологов, заглядывая в черные цилиндры будущих колодцев, беседуя с волонтерами-копателями, что прорывались и прорылись в незапамятные, даже не имеющие точной датировки времена.
Тут намедни некий лихой таксист, подвозя около полуночи возвращающуюся домой сотрудницу «Курьера», как бы соболезнуя, а на самом деле осуждая, проворчал: вот-де эти ученые в поисках никому не нужного только задерживают строителей! Эх, темнота! Дороги и улицы можно строить и перестраивать, а знание, добытое с неимоверным трудом, сохраняется вечно и облагораживает нашу жизнь. Не раз видел, как, работая по соседству, строители с любопытством расспрашивают ученых, нет ли чего новенького? А эти в свою очередь посматривают в только что выкопанные приямки — не зацепил ли ковш экскаватора что-нибудь рукотворное — обломок старинной мостовой, осколок глиняного горшка?
А улица Ленина одновременно пребывает в трех состояниях. Взъерошенное дорожное и тротуарное созидание — до улицы Перекопской. Подготовка к новому броску — до улицы Красина. Уже завезены штабеля труб, содран кое-где полосами асфальт и даже, как мне показалось, квадрат, подготовленный для нового раскопа. Слегка в стороне от дорожной полосы. Как не раз говорила Татьяна Рафикова: под дорогой мало чего сохранилось после многих ремонтов. А вот в стороне!
Но идем дальше. От Красина до улиц Тургенева и Семакова — мечта всякого подвижного транспорта -пустота и простор. Ну а за улицей Семакова — наше обычное городское многоколесное бытие. Тесно, сутолока, рев моторов. И тут, напротив сквера Крапивина, я увидел какую-то желтую чудо-машину. Вопрос к механику относительно реконструкции был ошибочен. Этот монстр — для промывки канализации.
— Мы, — говорит механик, — из «Водоканала». А реконструкция -это «Водоканал-2».
Наступит и на этом участке время «Водоканала-2» и его напарников по большому проекту.
Пусть запад и восток остаются на своих местах, пусть движется многомашинный и многорукий поезд реконструкции.
***
фото: