«Встану рано, поцелую яблоньку»
Баба Шура расположилась в окружении малиновых и белых пионов, их не меньше тридцати, штучка — сто рублей.
Правда, покупатели не спешат. Баба Шура не переживает, дома ей скучно, а здесь, среди товарок, всегда есть о чем поговорить. Бабе Шуре уже восемьдесят пять, она глуховата, но полна любви к жизни.
— Племянник возит, почему не выйти в люди-то, — говорит она мне.
— Как хорошо, что нам павильоны установили, — радуется Вера в белом кружевном берете, — а то ходили, собирали ящики, как бичи. А сейчас хорошо сидим, только вот из-за сетки в спину дует сильно, мы тут пожилые все, шарфами обматываемся. Скоро клубника пойдет, у меня смородины много, крыжовника. Огурцами торгую, а помидорами никогда — себе заготавливаю. В прошлом году двести литров томатного сока накрутила. Дачу люблю — с ума схожу! Вот сил нету, а все равно в огороде вожусь. Встаю в четыре утра, поцелую яблоньку, со всеми растениями поздороваюсь, спать пойду, снова всех обойду. Мой спрашивает: «А ты с кем сейчас разговаривала?» Я говорю: с яблоней. «А у тебя крыша не едет?» Нет, говорю, не поехала еще. С 16 апреля на даче живу, теперь только в октябре в город поеду. Сорок пять лет дача в «Подорожнике» у меня. Курочек держу шесть штук, скоро яйца буду продавать. Это хорошая прибавка к пенсии. На петрушке не заработаешь, а вот на ягодах можно. Раньше помоложе была, в руках работа спорилась. А сейчас приеду домой -падаю без сил.
Оранжевые павильоны «Продаю свое» расположились на улице Пермякова, недалеко от торгового центра «Солнечный». Впрочем, и несанкционированной торговли хватает: черешня, абрикосы, лавровый лист, пижамы, нижнее белье, носки…
— Эта сортовая фиалка кустом будет, а эта махровая — красивущая! Eще бегония есть. Что желаете? — спрашивает соседка Веры. -Тут можно только своей продукцией торговать, иначе штраф — пять тысяч рублей. Вон ту машину частенько штрафовали, — указывает рукой через дорогу, — сейчас им кто-то звонит, предупреждает, они и убегают.
— У меня и укроп, и щавель, и шпинат, и кинза есть, — приветливо встречает Валентина в широкополой сиреневой шляпе. — Купите рассаду помидоров-черри, только сажать надо правильно, если результат хотите, макушку оставьте, остальные ростки оборвите, как раны затянутся, воткните в землю глубоко, под самую шею, так корневая система мощная будет. Сразу водички нальете, а потом неделю не поливайте.
— Это вы сами научились или прочитали где-то?
— Я с семи лет хозяйничаю, мама рано умерла… А взрослая жизнь-то не всегда веселая. Сын погиб шесть лет назад, внучку я вырастила. Пенсия у меня двенадцать тысяч, разве проживешь, вот и кручусь. Вы мне сколько перевели-то? — Валентина внимательно глядит в приложение на телефоне.
— Сорок.
— Сорок рублей -один саженец. Надо сто двадцать. Таскать на себе тяжело, конечно. Особенно когда огурцы пойдут. Все на себе, машины нет, помочь некому, — вздыхает она.
Рядом тоже Валентина. — Павильоны, конечно, хорошо, только вот сделали бы их побольше, знаете, сколько желающих скоро будет, хоть к шести утра приходи, чтобы место занять, иначе на ящиках стой. Огурцы поспеют, горох, ягоды пойдут… со всех районов съедутся! Успенка едет, Перевалово, Мальково, Заводоуковск, Ялуторовск. Даже Курган. Снесли бы ларек мороженого, он все равно закрытый стоит, и еще пару павильонов нам добавили.
Сегодня мне везет на Валентин. Внимательный взгляд, большие очки, интеллигентный вид. Валентина номер три торгует на асфальте, сидя на маленькой табуреточке. У нее особый товар -деревца.
— Сосна быстрее растет, пихта и елка помедленнее, примерно на пятнадцать сантиметров в год, вот этому деревцу, — показывает на метровую красавицу, — уже четыре года. Брат сажал по молодости, дай бог здоровья ему, сейчас в больнице лежит. Деревья на нашем участке до неба вымахали, лет пятьдесят им, не меньше. Молодняк самосевом всходит, не могу же я их убивать, вот и продаю. Дешево отдаю — сто рублей елочка, двести -пихта. Только имейте в виду, хвойным нужно место, плодовые рядом не плодоносят, вблизи от дома тоже нельзя — окна закроет, фундамент разрушит.
— Покупают елочки-то?
— Изредка. Очередь не стоит, -вздыхает женщина.
Брендированные торговые лотки для торговли установили в 59 местах. Это позволит более четыремстам дачникам и огородникам реализовать рассаду, овощи, фрукты, зелень, не нарушая санитарных норм и правил. Все желающие воспользоваться этой возможностью могут обратиться за консультацией в департамент потребительского рынка администрации Тюмени по телефонам: 510949, 510-942.
***
фото: Баба Шура среди пионов собственного производства.