С пересадками бесплатно
Возможность бесплатной пересадки в общественном транспорте, а также организацию транспортного обслуживания горожан в 2022-м и его перспективы в 2024 году обсудили депутаты постоянной комиссии по благоустройству и городскому хозяйству Тюменской городской думы на заседании 13 июня.
Маршрутная сеть охватывает все районы города и расширяется одновременно с его развитием. В прошлом году сеть увеличилась на 10,17 км и теперь насчитывает 619,58 километров. Общественный транспорт уже обслуживает район Краснолесье, ЖК «Акватория», ЖК «Скандиа», улицу Валентины Трофимовой в микрорайоне Ново-Патрушево. Чтобы автобусы ходили по возможности без задержек, на дорогах выделены специальные полосы общей протяженностью в 22 километра, сейчас разрабатывают проекты для еще 50 километров таких полос.
Средний возраст тюменского автобуса — 5,7 года (к слову, максимальный срок эксплуатации -десять лет для автобусов и семь лет для маршруток). Всего в Тюмени курсируют 879 автобусов и 428 маршруток, оснащенных видеокамерами. 65,7 процента приспособлены к перевозке инвалидов.
В городе 1461 остановок, 36 построили в прошлом году, еще 30 построят в этом.
Всего в прошлом году услугами городского общественного транспорта пассажиры воспользовались 127 миллионов раз. Это на девять процентов больше, чем годом ранее, но все еще не дотягивает до допандемийного 2019 года, где объем перевозок составлял 150 миллионов пассажиров. По мнению Eвгения Сорокина, руководителя департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, в ближайшие годы пассажиропоток восстановится и превысит доковидные значения.
На перевозку пассажиров заключены 16 муниципальных контрактов с пятью юридическими лицами и двумя индивидуальными предпринимателями. Основные требования к автобусам неизменны с 2018 года: они должны быть оборудованы системой автоматического аудиоуведомления об остановках; для инвалидов должен быть приспособлен как минимум один автобус на маршруте; 15 процентов машин должны использовать альтернативные виды топлива.
Сохранены и действующие меры контроля за соблюдением условий контракта — это автоматизированная система диспетчерского управления и линейный контроль сотрудниками департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. В прошлом году провели больше восьми тысяч таких проверок, выявили 494 нарушения — перевозчики их исправили. От горожан на горячую линию поступило около 169 тысяч обращений — в основном это запрос справочной информации, но было и 19214 жалоб, в 2021 году их было на тысячу меньше.
— Я хотел бы обратить внимание на качество обслуживания, — сказал депутат городской думы Сергей Пыхалов, — у нас прекрасные автобусы, оснащенные кондиционерами, которые почему-то часто не работают. Водители говорят, что существует лимит топлива на включение кондиционера, от горожан поступают жалобы. Как мы можем решить вопрос?
Eвгений Сорокин объяснил, что этот вопрос уже две недели на особом контроле департамента. Муниципальный контракт предусматривает штрафные санкции за выключенный в жару кондиционер. В рамках линейного контроля проводят проверки, в основном нарушения находят у частных перевозчиков, которые таким образом пытаются экономить.
Дмитрий Антипов, председатель постоянной комиссии, спросил, когда начнется проработка давно обсуждаемого вопроса — запуска единого проездного билета, который позволит бесплатно делать пересадки. Eвгений Сорокин ответил, что новый муниципальный контракт на 2024 год уже в работе и в нем учитывается пересадочный тариф. Это дополнительные затраты в бюджете города, и первостепенная задача сейчас — определить источник средств. Чисто технически маршрутная система города организована так, что запустить пересадочный тариф вполне реально, и он может стать крайне удобным. Удастся ли воплотить задуманное, мы узнаем в третьем квартале этого года.
— В целом работу общественного транспорта комиссия оценивает удовлетворительно, — подвел итог Дмитрий Антипов. — Но все же поступило больше 19 тысяч жалоб, их необходимо отработать и учесть ошибки. С каждым фактом нужно разобраться индивидуально, и перед коллегами поставлена задача взять на особый контроль именно работу с обращениями и фактами нарушения водителями автобусов правил дорожного движения.