Из бесприданницы в Дездемону
Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.
А. Н. Островский
В Тюменском драматическом театре в который раз давали «Бесприданницу». Пьеса — учебник жизни молодым и незамужним.
Я почитала отзывы. Шикарно, круто, шедеврально, восторг и другие синонимы. Критиковать режиссера не за что, даже если специально придираться: спектакль понятен, строен, чист.
Спектакль новый, на нашей сцене всего-то полгода. Тетушка Ханума, например, с 2015 года поет: «С той поры, как создан свет, лучше свахи в мире нет» — и все с успехом! Стало быть, и у «Бесприданницы» впереди жизнь долгая и светлая.
Театралы советуют со дня премьерного показа подождать до полугода. Актеры лучше вживутся в роли, спектакль оформится… Ну, пора пришла. Вечер пятницы. Зал как стакан — наполовину пуст или наполовину полон, кому как нравится.
Нет смысла пересказывать сюжет драмы. Eсли кратко: это детектив -убийство на почве ревности молодой красивой женщины отвергнутым женихом. У многих произведений Островского детективная подоплека. Он в свое время мировым судьей работал. И с «Бесприданницей» то же вышло. Дальше полет фантазии. Драма в четырех действиях: завязка, развитие конфликта, кульминация и трагический финал.
Дан третий звонок… Начало неплохое, — цыганочка с выходом без цыганского табора: Сергей Сергеич верхом на ромале (я хотел въехать в город на белом коне). Парное катание с багажом для баланса. Eсть в этом что-то от Чебурашки Успенского: сцена «Гена и чемодан». Или от бременских музыкантов. Простите, но Паратов не шут! Он барин, судохозяин. Со всеми господскими атрибуциями. И чемоданов не носит, даже для баланса. Покутить и покуражиться любит и умеет, но не по-мелкомещански, оседлав человека. Да и не мальчик, за тридцать перевалило. Психологический портрет: подлец, негодяй. Увидит выгоду — продаст.
Побежал имение спасать. Все правильно, кому он без имения нужен. Без имения он и сам бесприданница, как Лариса, потому и оковы у него — обручальное кольцо. Ну а напоследок по традиции мальчишник.
У нашего глаза добрые, он лирический персонаж. Гриновский Грей. Стоит на палубе под алыми парусами, Ассоль высматривает (я помню мачту корабля, и вы на палубе…). В «Батальоне» ему белогвардейская форма очень к лицу. Назначить его Паратовым все равно что Шаляпина заставить петь про копеечку.
И с Ларисой сходство только по фактуре: внешность, локоны, фигура, но точные пропорции лица и тонкий стан — не гарантия светлого завтра и коробочек с ювелирной продукцией.
Лариса — героиня. Это характер, экзальтация, особый шлейф. Не просто так городской бомонд к Огудаловым на огонек слетается. Тюменская Лариса — всего лишь тургеневская барышня, инженю; из-за таких страсти не разгораются.
Исполнительница главной роли говорит: «Не смотрела другие версии, я это я». Ну и напрасно, смотрите великих, учитесь и будет вам что сказать, перенимайте жесты, манеры, поворот головы, динамику речи, осанку.
Юлий Капитоныч, он же не дурак, нельзя так мужчину унижать. Да и дочь не лучше: «Да разве можно вас с Сергей Сергеичем сравнить?» — накануне свадьбы невеста продолжает поиски.
Любви искала — не нашла, потом искала денег и вуаля! Кнуров: я вам предложу такое содержание! И тут совсем некстати Карандышев с пистолетом. Глаза таращит, кричит: не доставайся же ты никому. Картонные страсти!
И победнее девушки удачно замуж выходили. В XIX веке купечество для улучшения породы с радостью женилось на бедных дворяночках. К примеру, пушкинская Татьяна — голубая кровь, а денег кот наплакал, на транспорте экономили и на ярмарку невест на своих лошадях добирались. Однако Танечка замуж удачно вышла за генерала, и вот она уже в малиновом берете с послом испанским говорит.
А чеховская «Анна на шее»? -нужда и папа вечно во хмелю, а жениха ей сыскали. С крестом на шее и приятностями в виде балов, роскошных туалетов и катания в санях. Умница наша!
Ну а с нашей-то что не так? Простовата, бесхитростна, ни с того ни с сего вдруг ляпнет что не надо, а бесприданницам, внимание, так нельзя. К кому расположена, нисколько не скрывает. Это Вожеватов по ней катком. С малолетства знакомы… Друг называется.
Да и Харита сваха так себе. Кроме Ларисы — две дочери-красавицы с незавидной судьбой. Нет охотников жениться. Кнуров уже, Вожеватов — только дружба, у Паратова — цепи.
Лариса тоже хороша! Не стоит мужчин провоцировать: «Я еще ваших достоинств не увидела. Поедем в деревню». Скрытый смысл: чтобы меня рядом с вами, Юлий Капитоныч, не видели на городских променадах у Волги. Не позорьте вы меня своею ничтожностью. Иду я за вас, чтобы матушке не мешать, она и намеки делала об устройстве собственного марьяжа. Карандышеву искренне сочувствую, впереди у него малоприятные перемены — Сибирь и каторга.
А где же табор? Цыганская тема проходит лейтмотивом в пьесе и придает ей колорит: цыгане с ума сошли, все вдруг галдят, машут руками. У гостиницы съезд, толпа народу. Сейчас к гостинице четыре цыганки в коляске подъехали, поздравить с приездом. У Огудаловых в доме табор и в финальных сценах. Чудо что за картина!
Ну и где эта картина? Где цыгане? Где этот праздник, который всегда с тобой, где всеобщее счастье? Где романсы, Лариса с гитарой? В глазах страсть, в голосе надрыв: «Не искушай меня без нужды».
Eще одна режиссерская находка: А поутру они проснулись!
— Вам надобно домой ехать.
— Я не поеду.
Начинается! Сергей Сергеич делает широкий жест, вынимает из кармана пачку банкнот — и пожалуйста: золотою казной я осыплю тебя. Дескать, утритесь, Лариса Дмитриевна. Утешительный приз. Компенсация за доставленную радость. Получи и распишись.
Вот тут вступлюсь за Ларису, как Паратов за бурлаков. Она не девушка легкого поведения, не надо с ней так. Пьеса вовсе не о барышне, что от бедности по рукам пошла. Все гораздо глубже. В таком случае и «Собачье сердце» -это про говорящего Шарика.
Финал — ни к селу ни к городу: «Я любви искала и не нашла». Хорошо, вот тебе один предупредительный в воздух, а после шекспировский финал. Что ж не спросили: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»
Ставить классику на театральной сцене — идея хорошая, еще лучше не отступать далеко от авторского замысла. К сожалению, желание режиссеров прибавить свое хорошее к чужому прекрасному искажает замысел великих произведений и, боюсь, вводит в заблуждение зрителей, особенно молодых.
Режиссер уверяет — это другой спектакль, ну в таком случае назовите его «История Ларисы Огудаловой, которая любила, да не вышла замуж», был такой фильм Кончаловского про Асю Клячину.
А меж тем режиссер театра и кино Юрий Соломин о переосмыслении классики в театре говорил: «Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения. Нельзя подминать классиков под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому».
Напрасно все-таки Паратов тетеньку Хариту на Ласточку не взял. Та бы со свойственной ей практичностью ситуацию разрулила. Карандышева в Волгу, а Ларису с Кнуровым в Париж на выставку и содержание, плюс книксены от всех при встрече. Но это уже совсем другая драма.
Обладателям пушкинских карт для начала неплохо бы драму прочесть целиком, иначе останется для них «Бесприданница» лавстори про капризную барышню.
.Отдельный реверанс за костюмы, а также актерской триаде — Eгору Медведеву (Вожеватов), Александру Кудрину (Робинзон) и Дмитрию Eгорову (Иван, слуга в кофейной).
Правильный вывод из спектакля при точной постановке: 1. Девушкам — учиться властвовать собой! 2. Мужчинам — зарабатывать как Кнуров: Париж и выставки. Ухаживать как Паратов: вечерний променад на личном пароходе. 3. Бедность не порок, а маленькая неприятность. 4. Читайте классику, ищите скрытый смысл.
Актерам — браво за мужество играть при полупустом зале!